Уметь рисовать — это важно

Почему учить детей рисовать не является более важной частью учебной программы?

Рисование играет большую роль в когнитивном развитии человека. Это может помочь научиться писать и мыслить творчески, развивать координацию рук и глаз, оттачивать аналитические навыки и концептуализировать идеи.

Рисование – это не то, что должно ограничиваться уроками изобразительного искусства – это умение, которое может играть роль во многих областях школьного образования, а затем и на рабочем месте. Для старшеклассников рисование может быть включено в обучение многими способами, включая визуальное картирование, рефлексивное мышление, организацию и представление информации, а также способ общения, который может преодолеть языковые барьеры. Но переход от начальной школы к средней школе часто выявляет неуверенность в своих способностях к рисованию. Это означает, что ученики могут неохотно использовать рисование как способ организации своих мыслей.

Вот почему рисование так важно, и почему детей нужно учить навыкам в школе.

              Как дети учатся рисовать

Рисунок – это внешние представления мышления – и когда дети еще даже не умеют говорить, то все время рисуют.

Дети начинают рано в своей жизни делать отметки в грязи, песке, снегу или запотевших окнах, а также с помощью специализированных предметов: цветных карандашей и других художественных материалов. Где представить или оставить рисунки и как создать среду, с помощью которой их можно нарисовать, это все само по себе является свидетельством ранних характерных особенностей материалов, которые можно было бы назвать зарождающейся технологией. Алфавиты и цифры, которые были разработаны позже, являются нарисованными символами для уже стандартизированного языка. В математике символы сочетаются в виде визуальных сокращений, описывающих взаимоотношения и закономерности.

Когда люди говорят, что не умеют рисовать, то на самом деле имеют в виду, что не могут нарисовать что-то в точности так, как оно выглядит. Но, как и любой навык, рисование необходимо тренировать.

Существует шесть этапов рисования:

              Стадия штрихов и бесформенных изображений (2-4 года)

Начинается в тот момент, когда ребенку предложили предметы для рисования. На этой стадии ребенок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле).

Дети проходят процесс понимания того, что их физические действия могут диктовать оценки тому, что они делают. Первоначально это случайные каракули (кинетическая активность), которая развивается до более контролируемой активности.

        Схематический этап (4-7 лет)

На этой стадии ребенок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта. Так, человек состоит из головы на палках (головоног). Постепенно ребенок начинает рисовать туловище, руки. Формы могут быть самыми разнообразными. Так, туловище может быть, как круглым или овальным, так и квадратным. При этом, ребенок вообще не учитывает пропорций.

     Правдоподобный этап (7-9 лет)

На этой стадии ребенок начинает отказываться от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунке появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т.д.

Дети разрабатывают «схему» или последовательный способ изображения объекта, человека или окружающей среды. Эти изображения обычно демонстрируют свои знания о чем-то. 

      Реалистичный этап (9-12 лет)

Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Идет сравнительный анализ привлекаемого объекта, который проецируется в рисунок. Дети начинают более критично относиться к своим способностям в рисовании.

Псевдо-натуралистическая стадия (12-14 лет)

В данном возрасте у детей наблюдается «интеллектуальная пассивность». В рисунке для подросткового периода типично пластическое изображение человеческой фигуры, стремление к иллюзорной и натуралистической форме. Ребенок хочет нарисовать так, чтобы было как на самом деле.

Также проглядывается начало работы в пространственной перспективе, ребенок передает в рисунке понимание нахождения объектов в пространстве.

Дети начинают сосредотачиваться на конечном продукте, на том, выглядит ли изображение хорошо и нравится ли оно сверстникам и родственникам.

Кризис юности/ художественное решение

                             (14-17 лет)

Тот период, когда ребенок не просто взрослеет, а начинает искать свою уникальность и развивать личные качества. На данной возрастной стадии должно быть принято сознательное решение продолжать рисовать и заниматься визуальным мышлением. Созданные изображения становятся очень индивидуализированными.

     Как рисунок может помочь в других областях жизни

Рисование используется во многих областях, таких как медицина — для обучения навыкам наблюдения в диагностике, в антропологии — как метод ведения полевых заметок, в науке — для документирования экспериментов и процессов, в дизайне — для концептуализации идей, в архитектуре — для планирования и пространственного размещения зданий, а также в технологии разработки прототипов.

Важно отметить, что рисунок в настоящие время является неотъемлемой частью как в профессиональной, так и обыденной жизни человека. Раскрывайте и развивайте творческие способности личности. Самостоятельно или с профессиональной помощью педагога.

Напоминаем, что в ближайшее время будет открыт набор в учреждения дополнительного образования.

       Гончарова Анастасия Петровна, ДДТ Угранского р-на.