Подвели итоги прошедшего учебного года и наметили планы на 2019-2020 год

30 августа 2019 года в МБОУ «Угранская СШ» состоялось августовское педагогическое совещание с руководящими работниками образовательных учреждений района.

Открыла совещание главный специалист Отдела образования Администрации МО «Угранский район» Смоленской области Алла Святославовна Зуева: «Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года, пожелать здоровья, благополучия, новых идей и сил для их воплощения.

Традиционно проанализируем результаты работы за прошедший учебный год и обсудим актуальные вопросы системы образования, которые предстоит решить в году наступающем». 

Далее слово для приветствия было предоставлено Главе МО «Угранский район» Смоленской области Наталье Сергеевне Шишигиной.

Начальник Отдела образования Сергей Александрович Колобов выступил с докладом на тему: «Архитектура муниципальной системы образования: проектируем будущее» в рамках национального проекта «Образование».

Содокладчиками выступили:

Елена Евгеньевна Савенкова, заместитель директора по учебной работе, рассказала о том, что в 2018-2019 учебном году в МБОУ «Угранская СШ» состоялся выпуск обучающихся 11 классов по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования, о первых результатах, опыте и проблемах.

Елена Леонидовна Новикова, директор МБОУ «Угранская СШ»,  рассказала о создании до 2024 года центров образования цифрового и гуманитарного профилей для школьников 1-11 классов. Такие «Точки  роста» появятся в 70% сельских школ в рамках реализации программы «Современная школа» национального проекта «Образование».

Татьяна Николаевна Андреева, заместитель директора МБОУ «Знаменская средняя школа», выступила с докладом на тему «Дети с особыми образовательными потребностями». В образовательных учреждениях района обучаются дети, имеющие свою специфику развития и свой образ жизни, — это категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Александра Геннадьевна Голованова, учитель МБОУ «Угранская СШ», руководитель районного методического объединения учителей ОРКСЭ и ОДНКР, рассказала об одной из стратегических задач национального проекта «Образование» — это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Подвел итог выступления А.Г. Головановой настоятель Прихода храма в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия с. Угра отец Валентин.

В заключение мероприятия была принята резолюция.

Архитектура муниципальной системы образования:

                           проектируем будущее

В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой, модернизацией образования в рамках национального проекта «Образование» и вместе с тем отражающие  специфику социально-экономических условий развития региона.

Образование – это динамичная структура, которая подвержена постоянным изменениям, направленным на развитие с учетом запросов общества.

В муниципальную образовательную сеть района входят: 3 средние школы, 1 основная школа, 3 филиала образовательных учреждений, 2 дошкольных учреждения, 3 дошкольных группы, одно учреждение дополнительного образования.

Количество образовательных учреждений по сравнению с прошлым годом осталось неизменным. На начало 2019-2020 учебного года в системе образования будут работать 219 человек: из них 16 руководителей и заместителей руководителей школ, 101 – педагогический работник и 102 человека обслуживающего персонала.

Основной задачей в части формирования сети образовательных учреждений остается исполнение показателей «дорожной карты». Базовым показателем «дорожной карты» является индикатор численности воспитанников и обучающихся в расчете на одного педагогического работника.  В 2019 году в районе обеспечено исполнение «дорожной карты» по 2 типам образовательных учреждений – детские сады и учреждение дополнительного образования.

Получение качественных результатов невозможно без системы непрерывного образования, где дошкольное образование рассматривается как необходимое условие для дальнейшего развития ребенка.

Дошкольное образование в районе реализуют два дошкольных образовательных учреждения и три дошкольные группы. Услугу дошкольного образования получают 227 детей, что составляет 40% от общей численности детей в возрасте от 1 до 7 лет. Число групп не изменилось, и составило 12 единиц. Удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 100%.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования предусмотрена система льгот по родительской плате.

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях района направлено на реализацию потребностей семьи и интересов воспитанников. В детских садах функционируют 7 кружков художественно-эстетической, духовно-нравственной и естественно-научной направленности.

Вся деятельность системы дошкольного образования района направлена на обеспечение каждому воспитаннику того уровня развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях образования.

В новом учебном году в школах района приступят к занятиям 627 обучающихся, из них 65 первоклассников.

В 2019-2020 учебном году продолжится работа по реализации  федеральных государственных образовательных стандартов. Доля обучающихся по ФГОС в общей численности школьников составила 97%.

В прошедшем учебном году образовательные учреждения работали в направлении по обеспечению качества образования в соответствии с ФГОС.

На протяжении последних 3-х лет остается высоким уровень успеваемости обучающихся, в 2019 году он составил 98%. Анализ итогов позволяет сделать вывод о том, что уровень успеваемости обучающихся соответствует допустимому и оптимальному уровню.

Показатель качества знаний по сравнению с прошлым учебным годом снизился на 1%.

Увеличился показатель знаний обучающихся в Знаменской средней школе и Слободским филиале.

Тенденция снижения показателя качества знаний наблюдается в Угранской, Всходской средних школах, Вешковской основной школе и в филиале д. Ключики.

Объективными показателями качества образовательных услуг являются результаты государственной итоговой аттестации обучающихся.

В истекшем учебном году к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования допущен 61 выпускник.

По итогам проведения основного государственного экзамена аттестаты об основном общем образовании получили 59 выпускников, из них 5 аттестатов с отличием.

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проходила в форме Единого Государственного экзамена. В 2018-2019 учебном году к сдаче ЕГЭ допущено 25 выпускников. В целях соблюдения законодательства в сфере образования при проведении ЕГЭ было аккредитовано 2 уполномоченных Государственной экзаменационной комиссии. «Прозрачность» процедуры проведения ЕГЭ обеспечивали 2 общественных наблюдателя. Замечаний по процедуре проведения ЕГЭ отмечено не было, апелляций о нарушениях не поступало.

По итогам проведения ЕГЭ: русский язык и математику базового уровня успешно сдали 100% выпускников школ, математику профильного уровня – 70% выпускников.  

Средний балл по району в 2019 году вырос по русскому языку и математике профильного уровня и снизился по математике базового уровня.

В период Государственной итоговой аттестации в мае-июне 2019 года проведение ЕГЭ организовано по 11 общеобразовательным предметам, из них 9 предметов по выбору для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования. Наиболее востребованными предметами остаются: обществознание, биология и история. Максимальный балл:

— по русскому языку – 96 (Севостьянова Александра, Угранская школа, учитель Пенская Раиса Алексеевна),

— по математике профильного уровня – 70 (Трушев Артем, Знаменская школа, учитель Романова Тамара Васильевна).

Аттестаты о среднем общем образовании получили 100% выпускников. Аттестат с отличием и памятная медаль «За особые успехи в учении» вручены выпускнице Угранской школы Смирновой Нэлли.

В целях мониторинга подготовки обучающихся школ в форме национальных исследований качества образования проведены Всероссийские проверочные работы в 4, 5 и 6 классах в штатном режиме, в 7-х классах в режиме апробации, в 11 классах по выбору образовательных учреждений.

Результаты показывают наличие существенной доли хорошо подготовленных обучающихся 4-х классов. Всероссийские проверочные работы позволяют учителям получить объективное представление о знаниях обучающихся, увидеть пробелы,  понять какие трудности он может испытывать в дальнейшем при обучении и наметить пути решения.

Неоднократно в области поднимался вопрос о завышении результатов ВПР. Следует еще раз подчеркнуть, что целевая установка ФГОС – научить обучающихся учиться. Проблема в том, что школы не хотят видеть в ВПР действенного инструмента для определения уровня образования обучающихся и определяют ВПР только как инструмент административного контроля со стороны региона. Два года назад проведение ВПР вступило в штатный режим, соответственно процедура их проведения на уровне общеобразовательных учреждений должна быть организована качественно и объективно.

Основная цель ВПР — получение реальных данных о качестве и результатах обучения для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования.

В 2019-2020 учебном году продолжит деятельность муниципальный образовательный центр, как механизм управления качеством образования в образовательных учреждениях. В целях сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, муниципальный образовательный центр утвердил план работы по повышению качества образования в школах и переводу их в эффективный режим работы.

В целях создания условий для выявления и поддержки детей с особыми образовательными способностями состоялся районный конкурс на соискание премии М.В. Исаковского. Шесть обучающихся стали победителями и призерами конкурса. Лауреаты первой степени Гукова Евгения и Вороненко Андрей получили денежное вознаграждение в размере  3500 рублей.

Всероссийская предметная олимпиада школьников в прошедшем учебном году прошла в три этапа: школьный, муниципальный и региональный.

По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось число участников, победителей и призеров на всех этапах Олимпиады.

На региональный этап Олимпиады вышли 3 обучающихся из числа победителей и призеров муниципального этапа, набравших необходимый проходной балл.

В январе 2019 года Угранский район на региональном этапе по русскому языку и литературе представляли Новиков Даниил, обучающийся 9 класса Угранской школы и Аниськова Алена, обучающаяся 9 класса Знаменской школы. Новиков Даниил становится призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, набрав 20 баллов (учитель Пенская Р.А.)

Второй год в районе проводится школьный и муниципальный этапы олимпиады обучающихся начальных классов. По сравнению с прошлым годом количество участников данной олимпиады увеличилось на 32%.

В системе дополнительного образования стабильно функционирует одно учреждение – Дом детского творчества. В учреждении работают 35 объединений и секций по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественное, социальное-педагогическое, естественно-научное и туристско-краеведческое, из них 10 объединений работают на базе школ. Охват детей школьного возраста дополнительным образованием в 2019 году составил 47%.

Развивается детское и молодежное общественное движение. В рядах районной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина насчитывается 168 юных гагаринцев.

Вместе с тем требуют своего решения проблемы: отсутствие кадров и материальных ресурсов для открытия новых объединений.

В перспективе развития системы дополнительного образования необходимо решение следующих задач:

— открытие новых направлений деятельности,

— активное освоение различных образовательных технологий.

Указом Президента России от 07 мая 2018 года утвержден национальный проект «Образование», инициатива, направленная на достижение двух стратегических задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

В настоящее время определены основные проблемы современного образования:

1. Качество образования.

2. Излишняя теоретическая направленность.

3. Проблемы воспитания.

4. Преемственность обучения.

5. Создание условий для детей с разными образовательными потребностями.

6. Недостаточное представление обучающихся о рабочих профессиях.

7. Профессиональная подготовка учителя (инновационная и исследовательская деятельность…).

8. Недостаточность финансирования.

Цель национального проекта «Образование» — внедрение на всех уровнях образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и  умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

В рамках реализации национального проекта «Образование» в Смоленской области будут реализованы 7 региональных проектов:

1. «Современная школа».

2. «Успех каждого ребенка».

3. «Цифровая образовательная среда».

4. «Учитель будущего».

5. «Поддержка семей, имеющих детей».

6. «Молодые профессионалы».

7. «Новые возможности для каждого».

В образовательных учреждениях сельской местности будут реализованы первые пять проектов.

Региональный проект «Современная школа». Его задача – внедрение в школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика», «ОБЖ». В 2020 году в целях реализации данного проекта в Угранской школе будет создан центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Также инфраструктура Центра будет использована во внеурочное время как общественное пространство для шахматного образования, проектной деятельности, творческой самореализации детей и педагогов.

«Успех каждого ребенка» — суть этого проекта – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В 2020 году планируется создание детского технопарка «Кванториум» — это новый формат дополнительного образования, это школа мышления абсолютно нового типа, а также уникальная среда, предназначенная для ускоренного развития ребенка по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Данный проект в первую очередь коснется системы дополнительного образования.

«Цифровая образовательная среда» — задача этого проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов  и уровней, а также обеспечение образовательных учреждений высокоскоростным интернетом (не менее 100Мб/с).

Проект «Учитель будущего». Его задача – внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, создание сети центров непрерывного и планомерного повышения их квалификации. Для учителя участие в данном проекте позволит составить собственную траекторию повышения квалификации, а также выстроить индивидуальный маршрут самообразования, что сегодня так необходимо современному педагогу.

«Поддержка семей, имеющих детей». Целью проекта является создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет и реализация программ психолого-педагогической и консультативной помощи родителям (законным представителям). Реализация данного проекта предлагает повышение компетентности родителей в области воспитания детей.

Задачи на новый 2019-2020 учебный год.

1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и  всеобщности, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

3. Повышение показателей качества подготовки обучающихся на всех уровнях образования.

4. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.