Подвели итоги прошедшего учебного года и наметили планы на 2019-2020 год
30 августа 2019 года в МБОУ «Угранская СШ» состоялось августовское педагогическое совещание с руководящими работниками образовательных учреждений района.
Открыла совещание главный специалист Отдела образования Администрации МО «Угранский район» Смоленской области Алла Святославовна Зуева: «Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года, пожелать здоровья, благополучия, новых идей и сил для их воплощения.
Традиционно проанализируем результаты работы за прошедший учебный год и обсудим актуальные вопросы системы образования, которые предстоит решить в году наступающем».
Далее слово для приветствия было предоставлено Главе МО «Угранский район» Смоленской области Наталье Сергеевне Шишигиной.
Начальник Отдела образования Сергей Александрович Колобов выступил с докладом на тему: «Архитектура муниципальной системы образования: проектируем будущее» в рамках национального проекта «Образование».
Содокладчиками выступили:
Елена Евгеньевна Савенкова, заместитель директора по учебной работе, рассказала о том, что в 2018-2019 учебном году в МБОУ «Угранская СШ» состоялся выпуск обучающихся 11 классов по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования, о первых результатах, опыте и проблемах.
Елена Леонидовна Новикова, директор МБОУ «Угранская СШ», рассказала о создании до 2024 года центров образования цифрового и гуманитарного профилей для школьников 1-11 классов. Такие «Точки роста» появятся в 70% сельских школ в рамках реализации программы «Современная школа» национального проекта «Образование».
Татьяна Николаевна Андреева, заместитель директора МБОУ «Знаменская средняя школа», выступила с докладом на тему «Дети с особыми образовательными потребностями». В образовательных учреждениях района обучаются дети, имеющие свою специфику развития и свой образ жизни, — это категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Александра Геннадьевна Голованова, учитель МБОУ «Угранская СШ», руководитель районного методического объединения учителей ОРКСЭ и ОДНКР, рассказала об одной из стратегических задач национального проекта «Образование» — это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Подвел итог выступления А.Г. Головановой настоятель Прихода храма в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия с. Угра отец Валентин.
В заключение мероприятия была принята резолюция.
Архитектура муниципальной системы образования:
проектируем будущее
В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой, модернизацией образования в рамках национального проекта «Образование» и вместе с тем отражающие специфику социально-экономических условий развития региона.
Образование – это динамичная структура, которая подвержена постоянным изменениям, направленным на развитие с учетом запросов общества.
В муниципальную образовательную сеть района входят: 3 средние школы, 1 основная школа, 3 филиала образовательных учреждений, 2 дошкольных учреждения, 3 дошкольных группы, одно учреждение дополнительного образования.
Количество образовательных учреждений по сравнению с прошлым годом осталось неизменным. На начало 2019-2020 учебного года в системе образования будут работать 219 человек: из них 16 руководителей и заместителей руководителей школ, 101 – педагогический работник и 102 человека обслуживающего персонала.
Основной задачей в части формирования сети образовательных учреждений остается исполнение показателей «дорожной карты». Базовым показателем «дорожной карты» является индикатор численности воспитанников и обучающихся в расчете на одного педагогического работника. В 2019 году в районе обеспечено исполнение «дорожной карты» по 2 типам образовательных учреждений – детские сады и учреждение дополнительного образования.
Получение качественных результатов невозможно без системы непрерывного образования, где дошкольное образование рассматривается как необходимое условие для дальнейшего развития ребенка.
Дошкольное образование в районе реализуют два дошкольных образовательных учреждения и три дошкольные группы. Услугу дошкольного образования получают 227 детей, что составляет 40% от общей численности детей в возрасте от 1 до 7 лет. Число групп не изменилось, и составило 12 единиц. Удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 100%.
С целью обеспечения доступности дошкольного образования предусмотрена система льгот по родительской плате.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях района направлено на реализацию потребностей семьи и интересов воспитанников. В детских садах функционируют 7 кружков художественно-эстетической, духовно-нравственной и естественно-научной направленности.
Вся деятельность системы дошкольного образования района направлена на обеспечение каждому воспитаннику того уровня развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях образования.
В новом учебном году в школах района приступят к занятиям 627 обучающихся, из них 65 первоклассников.
В 2019-2020 учебном году продолжится работа по реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Доля обучающихся по ФГОС в общей численности школьников составила 97%.
В прошедшем учебном году образовательные учреждения работали в направлении по обеспечению качества образования в соответствии с ФГОС.
На протяжении последних 3-х лет остается высоким уровень успеваемости обучающихся, в 2019 году он составил 98%. Анализ итогов позволяет сделать вывод о том, что уровень успеваемости обучающихся соответствует допустимому и оптимальному уровню.
Показатель качества знаний по сравнению с прошлым учебным годом снизился на 1%.
Увеличился показатель знаний обучающихся в Знаменской средней школе и Слободским филиале.
Тенденция снижения показателя качества знаний наблюдается в Угранской, Всходской средних школах, Вешковской основной школе и в филиале д. Ключики.
Объективными показателями качества образовательных услуг являются результаты государственной итоговой аттестации обучающихся.
В истекшем учебном году к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования допущен 61 выпускник.
По итогам проведения основного государственного экзамена аттестаты об основном общем образовании получили 59 выпускников, из них 5 аттестатов с отличием.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проходила в форме Единого Государственного экзамена. В 2018-2019 учебном году к сдаче ЕГЭ допущено 25 выпускников. В целях соблюдения законодательства в сфере образования при проведении ЕГЭ было аккредитовано 2 уполномоченных Государственной экзаменационной комиссии. «Прозрачность» процедуры проведения ЕГЭ обеспечивали 2 общественных наблюдателя. Замечаний по процедуре проведения ЕГЭ отмечено не было, апелляций о нарушениях не поступало.
По итогам проведения ЕГЭ: русский язык и математику базового уровня успешно сдали 100% выпускников школ, математику профильного уровня – 70% выпускников.
Средний балл по району в 2019 году вырос по русскому языку и математике профильного уровня и снизился по математике базового уровня.
В период Государственной итоговой аттестации в мае-июне 2019 года проведение ЕГЭ организовано по 11 общеобразовательным предметам, из них 9 предметов по выбору для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования. Наиболее востребованными предметами остаются: обществознание, биология и история. Максимальный балл:
— по русскому языку – 96 (Севостьянова Александра, Угранская школа, учитель Пенская Раиса Алексеевна),
— по математике профильного уровня – 70 (Трушев Артем, Знаменская школа, учитель Романова Тамара Васильевна).
Аттестаты о среднем общем образовании получили 100% выпускников. Аттестат с отличием и памятная медаль «За особые успехи в учении» вручены выпускнице Угранской школы Смирновой Нэлли.
В целях мониторинга подготовки обучающихся школ в форме национальных исследований качества образования проведены Всероссийские проверочные работы в 4, 5 и 6 классах в штатном режиме, в 7-х классах в режиме апробации, в 11 классах по выбору образовательных учреждений.
Результаты показывают наличие существенной доли хорошо подготовленных обучающихся 4-х классов. Всероссийские проверочные работы позволяют учителям получить объективное представление о знаниях обучающихся, увидеть пробелы, понять какие трудности он может испытывать в дальнейшем при обучении и наметить пути решения.
Неоднократно в области поднимался вопрос о завышении результатов ВПР. Следует еще раз подчеркнуть, что целевая установка ФГОС – научить обучающихся учиться. Проблема в том, что школы не хотят видеть в ВПР действенного инструмента для определения уровня образования обучающихся и определяют ВПР только как инструмент административного контроля со стороны региона. Два года назад проведение ВПР вступило в штатный режим, соответственно процедура их проведения на уровне общеобразовательных учреждений должна быть организована качественно и объективно.
Основная цель ВПР — получение реальных данных о качестве и результатах обучения для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования.
В 2019-2020 учебном году продолжит деятельность муниципальный образовательный центр, как механизм управления качеством образования в образовательных учреждениях. В целях сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, муниципальный образовательный центр утвердил план работы по повышению качества образования в школах и переводу их в эффективный режим работы.
В целях создания условий для выявления и поддержки детей с особыми образовательными способностями состоялся районный конкурс на соискание премии М.В. Исаковского. Шесть обучающихся стали победителями и призерами конкурса. Лауреаты первой степени Гукова Евгения и Вороненко Андрей получили денежное вознаграждение в размере 3500 рублей.
Всероссийская предметная олимпиада школьников в прошедшем учебном году прошла в три этапа: школьный, муниципальный и региональный.
По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось число участников, победителей и призеров на всех этапах Олимпиады.
На региональный этап Олимпиады вышли 3 обучающихся из числа победителей и призеров муниципального этапа, набравших необходимый проходной балл.
В январе 2019 года Угранский район на региональном этапе по русскому языку и литературе представляли Новиков Даниил, обучающийся 9 класса Угранской школы и Аниськова Алена, обучающаяся 9 класса Знаменской школы. Новиков Даниил становится призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, набрав 20 баллов (учитель Пенская Р.А.)
Второй год в районе проводится школьный и муниципальный этапы олимпиады обучающихся начальных классов. По сравнению с прошлым годом количество участников данной олимпиады увеличилось на 32%.
В системе дополнительного образования стабильно функционирует одно учреждение – Дом детского творчества. В учреждении работают 35 объединений и секций по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественное, социальное-педагогическое, естественно-научное и туристско-краеведческое, из них 10 объединений работают на базе школ. Охват детей школьного возраста дополнительным образованием в 2019 году составил 47%.
Развивается детское и молодежное общественное движение. В рядах районной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина насчитывается 168 юных гагаринцев.
Вместе с тем требуют своего решения проблемы: отсутствие кадров и материальных ресурсов для открытия новых объединений.
В перспективе развития системы дополнительного образования необходимо решение следующих задач:
— открытие новых направлений деятельности,
— активное освоение различных образовательных технологий.
Указом Президента России от 07 мая 2018 года утвержден национальный проект «Образование», инициатива, направленная на достижение двух стратегических задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
В настоящее время определены основные проблемы современного образования:
1. Качество образования.
2. Излишняя теоретическая направленность.
3. Проблемы воспитания.
4. Преемственность обучения.
5. Создание условий для детей с разными образовательными потребностями.
6. Недостаточное представление обучающихся о рабочих профессиях.
7. Профессиональная подготовка учителя (инновационная и исследовательская деятельность…).
8. Недостаточность финансирования.
Цель национального проекта «Образование» — внедрение на всех уровнях образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
В рамках реализации национального проекта «Образование» в Смоленской области будут реализованы 7 региональных проектов:
1. «Современная школа».
2. «Успех каждого ребенка».
3. «Цифровая образовательная среда».
4. «Учитель будущего».
5. «Поддержка семей, имеющих детей».
6. «Молодые профессионалы».
7. «Новые возможности для каждого».
В образовательных учреждениях сельской местности будут реализованы первые пять проектов.
Региональный проект «Современная школа». Его задача – внедрение в школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика», «ОБЖ». В 2020 году в целях реализации данного проекта в Угранской школе будет создан центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Также инфраструктура Центра будет использована во внеурочное время как общественное пространство для шахматного образования, проектной деятельности, творческой самореализации детей и педагогов.
«Успех каждого ребенка» — суть этого проекта – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В 2020 году планируется создание детского технопарка «Кванториум» — это новый формат дополнительного образования, это школа мышления абсолютно нового типа, а также уникальная среда, предназначенная для ускоренного развития ребенка по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Данный проект в первую очередь коснется системы дополнительного образования.
«Цифровая образовательная среда» — задача этого проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, а также обеспечение образовательных учреждений высокоскоростным интернетом (не менее 100Мб/с).
Проект «Учитель будущего». Его задача – внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, создание сети центров непрерывного и планомерного повышения их квалификации. Для учителя участие в данном проекте позволит составить собственную траекторию повышения квалификации, а также выстроить индивидуальный маршрут самообразования, что сегодня так необходимо современному педагогу.
«Поддержка семей, имеющих детей». Целью проекта является создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет и реализация программ психолого-педагогической и консультативной помощи родителям (законным представителям). Реализация данного проекта предлагает повышение компетентности родителей в области воспитания детей.
Задачи на новый 2019-2020 учебный год.
1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
3. Повышение показателей качества подготовки обучающихся на всех уровнях образования.
4. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.