Дарить вторую жизнь старым вещам
сегодня модно
Наше сегодняшнее интервью необычное, ведь не часто можно встретить человека, дающего вторую жизнь старым вещам. В этот раз о себе, творческих исканиях и любимом деле нам расскажет Михаил Давыдов. Он занимается перетяжкой и реставрацией старой мебели. Эта работа требует не только мастерства и опыта, но и творческого подхода и ответственности.
— Михаил, расскажи, пожалуйста, немного о себе читателям районной газеты.
— Родился я в селе Угра. Здесь рос и учился. Закончив одиннадцать классов Угранской средней школы, поступил в Смоленский автотранспортный колледж. Отучился четыре года по специальности инженер автомеханик. Затем отслужил год срочной службы в 21 отдельной бригаде оперативного назначения (Софрино). Вернувшись, немного поработал в лесу, затем устроился в МЧС, где отработал три года — год бойцом и два года заместителем начальника части. Всегда было желание попробовать что-то новое, поэтому решил, так сказать, сменить обстановку. Поехал в Смоленск и подписал контракт на военную службу на три года. По завершению контракта вновь вернулся на малую родину.
— Как ты стал заниматься реставрацией мебели, с чего все началось?
— С детства у меня была мечта заниматься своим делом. Делать что-то свое. Хотелось научиться чему-то интересному. Я по себе разносторонний человек. Не могу долго сидеть на одном месте.
Однажды ко мне приехал друг, который на то время уже занимался перетяжкой мебели. Предложил посмотреть, поучиться. Я начал ему помогать. Так и стали работать вместе. Заказов было немного, а если были, то небольшие — стул, кресло… Друг уехал работать в Москву, а я остался в Угре. Днем работал в лесу, а вечерами занимался перетяжкой мебели. Всему учился, как говорится на своих ошибках. Понемногу в сети Интернет начал размещать объявления о подобной услуге.
Снова поехал в Москву. Друг предложил совместный бизнес. Так как большого опыта еще не было, некоторые заказы приходилось переделывать по два, три раза. Со временем «руку набил».
В Москве я познакомился с хорошей швеей. Ее муж на то время, уже тридцать лет занимался перетяжкой мебели. Он мне предложил совместную работу. Где-то что-то я ему помогал, где-то он мне. За полтора года работы с ним я многому научился. Но душа моя тянулась домой, в Угру. Приехал и решил для себя, зачем куда-то ехать, если работа есть здесь. Снова устроился в МЧС, а в свободное время занимаюсь заказами.
— Помнишь ли ты свою самую первую работу? Что это было?
— Да, конечно! Это было советское кресло. Его нужно было отреставрировать и обновить материал. И таких работ было очень много.
- А был ли в твоей практике какой-нибудь необычный заказ?
— Был, но я его не стал делать. Заказ — на своеобразную японскую мебель. Заказчик готов был заплатить за нее безумные деньги, если я бы смог повторить аналог. Честно, такой мебели, как говорится в «живую», я даже не видел. Если бы мне представилась возможность посмотреть поближе, потрогать, я бы может, повторил. По фотографии можно изобразить что-то похожее, но это очень сложно.
— Есть ли в реставрации место для творчества?
— Разумеется. Часто возникают ситуации, когда не хватает той или иной детали, и нужно самому придумать, что и куда прикрепить. Важно, чтобы новая деталь максимально подходила для конкретной работы.
— Михаил, расскажи о том, как проходит творческий процесс: какие этапы самые сложные, а какие увлекательные для тебя?
— В перетяжке мебели нет такого понятия легкие или сложные этапы. Эта работа вся сложная и трудоемкая. Все зависит от того, как ты относишься к этой работе. Кто-то считает, что такого в перетяжке?.. обвернул и прибил. На самом деле есть очень много моментов, которые нужно учитывать при работе с мебелью. Можно уголок завернуть так, а можно и совершенно по другому и это будет намного красивее.
Этапов вообще много. Самым сложным, я бы назвал, пошив и подгонку. Обычно швея шьет по старому образцу, он уже растянут, порван, либо еще что-то. И это чисто человеческий фактор, что она может ошибиться, сделать кривую строчку… А я должен это исправить при перетяжке. Бывает и такое, что не всегда есть возможность отвезти швее на переделку. Тогда приходится брать в руки иголку и нитки и исправлять недочет самостоятельно, на месте.
— Сколько времени уходит на выполнение заказов?
— Все зависит от сложности заказа, объема работ и от времени, затраченного швеей на пошив нового чехла. Одна швея может сшить за один или полтора дня, а у другой на это уходит, допустим, целая неделя.
— Что ты чувствуешь, когда работаешь со старыми вещами?
Прежде всего, связь с прошлым, ностальгию и даже какое-то внутреннее удовлетворение. При реставрации мебели я привожу ее в первозданное состояние, иногда добавляя что-то новое.
— Часто ли тебе приходится выполнять задумки заказчиков?
— Клиенты бывают разные. Кто-то хочет поменять дизайн. И это понятно. Человек устает от вещи, которая ему прослужила длительное время. Хочет что-то такое своеобразное, новое. Либо поменять рисунок, либо модификацию, перестроить каркас. И я это делаю, пусть редко, но бывает. К примеру: диван сделан с узорами и закладками, а заказчик хочет прямой или, наоборот, из прямого сделать каретную стяжку и какие-то закладки. Это все придает изделию своеобразность. Даже в Угре у меня уже был такой заказ, где я полностью менял модификацию по желанию заказчика.
— Что служит для тебя источником вдохновения, является мотивацией в работе?
— Честно, не знаю, почему я так прикипел душой к перетяжке мебели. Я просто получаю удовольствие от этой работы. Чувствую удовлетворение, когда беру сломанную или потрепанную временем вещь и возвращаю ее к жизни. И когда люди видят конечный результат, их восхищение дает мне вдохновение, самоутверждение, что ты делаешь что-то полезное.
Мотивацией для меня является интерес к делу и конечный результат — дать «новую жизнь» любимой вещи, а теплые слова, удивление и улыбка клиента по окончанию работы — стержень того, что время и силы потрачены не зря.
— Есть ли у тебя мечты в творческом плане?
— Хочу создавать что-то новое, свое, неординарное, красивое, того чего не будет ни в одном магазине.
— Когда у тебя появляется свободное время, как предпочитаешь его проводить?
— В тишине, на природе, без телефона. Либо где-то на берегу озера с удочкой. А еще у меня желание пройти сто километров за двое суток. Я даже уже определился с маршрутом.
Михаил, спасибо за интересную беседу. Желаем творческих успехов в твоей необычной работе, чтобы и дальше радовал людей своими работами.
Беседовала С. Боровкова
Фото М. Давыдова