Четыре года во флоте

У Военно-морского флота нашей страны поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Флот по праву является предметом гордости и любви россиян. Его история – упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества.
Идея проводить праздник в честь флота принадлежит Петру I, который ввел его в память о двух крупных победах русского флота в 1714 году у мыса Гангут и в 1720 году — при Гренгане.
На основании Указа Президента РФ от 31 мая 2006 г. День Военно-морского флота в России отмечается в последнее воскресенье июля.
Сегодня ВМФ является видом Вооруженных сил РФ, предназначен для вооруженной защиты интересов государства, ведения боевых действий на морских и океанских территориях.

Службой во флоте отставные моряки гордятся и никогда не забывают это прекрасное время.
Житель села Угра Николай Павлович Хохлов отслужил на флоте 4 года. В октябре 1954 года Николай был призван на службу. Попал он в морфлот благодаря крепкому здоровью и хорошей физической и психологической подготовкам.
Служба в ВМФ всегда считалась престижной и доступна была не каждому желающему. Здесь существует строгий отбор по здоровью. Условия жизни на корабле гораздо более суровые, чем на суше, которую служащие, порой, не видят месяцами.
Вначале Н. Хохлов вместе с призывниками попал в г. Лиепая (Латвийская ССР). Здесь новобранцы 9 месяцев находились в учебной части на военно-морской базе, где проходили курс молодого бойца. Учились жить по Уставу, проходили физическую, военную подготовки, изучали теорию. Безоговорочно выполняли приказы командного состава.
Здесь, в г. Лиепая, Николай принял присягу, стал матросом и особенно был горд тем, что его бескозырка имела ленточки с надписью «Балтийский флот», которые развивались на ветру.
После учебки матрос Хохлов вновь прошел медкомиссию с жесткими критериями по здоровью, на которой военные врачи вынесли вердикт: «Готов к дальнейшей службе во флоте».

Так Николай попал на северный флот, где продолжил службу на учебно-сторожевом корабле «Сокол».
Юные матросы не только подробно изучали все тонкости корабельного дела, но порой терпели колкие шутки от старших по званию. Например, «сходить в кубрик за паром», «посмотреть кино».
Море — это отдельная стихия, безграничная гладь со своими прелестями и капризами.
Николай Павлович вспоминает: «Месяцами, другой раз, были оторваны от суши. Эскадра из шести учебных кораблей и подводных лодок преодолевала путь от Североморска до Владивостока.
Вышли мы из Североморска 27 мая 1956 года. По пути началось сжатие льда. Ни корабли, ни лодки не могли дальше идти. Был вызван ледокол «Ермак». Пока его ждали, питьевая вода закончилась. Приходилось самим откалывать лед и растапливать его для питья и приготовления пищи.
Однажды на льдине заметили медвежонка, который метался вокруг ледяных глыб и не знал, что ему делать. Капитан корабля разрешил взять зверя на борт. Так в нашей команде появился новый член экипажа. Назвали мы его Машкой. Пробыла она с нами в пути почти шесть месяцев. По прибытии во Владивосток, медвежонка выпустили на сушу».
Далее Николай Павлович рассказал, что за 4 года на флоте служил на разных кораблях, получил интересную профессию «Трюмный машинист». «Нас называли «хозяева воды и пара». Трюм – помещение под нижней палубой корабля. Трюмный машинист обязан был обеспечивать бесперебойную работу парогазотурбинной силовой установки субмарины. Он должен был назубок знать весь цикл работы частей и механизмов корабля. Всего на корабле нас было шесть трюмных машинистов.
За годы службы в морфлоте за успехи в боевой учебе и безупречной службе, я два раза побывал в отпуске дома, имел благодарности, похвальные листы.
Во время побывки рассказывал родителям, друзьям, что видел моржей, морских медведей. Описывал бескрайние просторы морей. Земляки подшучивали надо мной, задавали вопрос: «Может, останешься там?» На что я отвечал: «Я обязательно вернусь домой. Лучше наших полей и лугов нет на свете».
Н.П. Хохлов в декабре 1958 года вернулся на малую родину в звании старшего матроса. Устроился на работу, обрел семейное счастье.
Николай Павлович с гордостью вспоминает, как на службе проходили учения в Балтийском, Баренцевом морях, выполняли спецзадания, побывали в многочисленных портовых городах. День Военно-морского флота для бывшего моряка — священный праздник.
М. Прокофьева.
Фото из семейного архива.