Давайте вспомним про войну

Победа далась нашему народу нелегко. Она стоила миллионов погубленных жизней, искалеченных судеб. В нашей стране нет такой семьи, которую не затронули бы события суровых сороковых военных лет.

Любови Васильевне Сафоновой суждено было родиться в октябре 1941 года. Мама ее родила ночью, а на утро в их деревню нагрянули немцы и сразу же стали расселяться по домам, выгоняя хозяев на улицу.
Фашисты не пощадили даже молодую маму с новорожденным ребенком. Матрена Ивановна (мать Л.В. Сафоновой) прижимала маленький драгоценный кулечек к груди и вместе с селянами брела к сараям. Убежище люди находили кто где: в погребах, на огородах… Лишь бы только не замерзнуть.
Через какое-то время немцы позволили жителям деревни Старое Азарово возвратиться в свои дома и подчиниться теперь уже их новым правилам.
По рассказу своей мамы, Любовь Васильевна знает один из эпизодов, как маму немцы приняли за партизанку (на ногах у нее были надеты длинные хромовые сапоги брата) и хотели расстрелять. Вовремя из родительского дома выскочила тетя с ребенком на руках: «Кляин, кляин, это ее малышка. Она мама», — как могла стала объяснять немцам. Так тетя спасла жизнь Матрены Ивановны.
Муж Матрены Ивановны, Василий, погиб в первый год войны. Вместе с другими мужчинами он ушел на фронт. Находясь поблизости от родительского дома в п. Красный, мужчина решил забежать домой. Деревенский полицай увидел Василия и сообщил немцам. Василий выбежал из дома, спрятался возле клади дров, но его, к сожалению, быстро нашли и тут же расстреляли.
Так Матрена Ивановна стала молодой вдовой, а ее маленькая доченька потеряла отца.
Со слов матери, Любовь Васильевна знает еще об одном случае: «Мама держала меня на руках маленькую. В это время немцы сидели за столом и ели награбленные житейские припасы. Когда стали есть мед, я протянула руку и тихонько прошептала: «Дай». Один немец поднялся из-за стола и протянул моей маме банку с медом, а потом вынул из кармана фотографию маленького мальчика, объяснив на ломаном русском, что у него тоже есть ребенок».
Л.В. Сафонова является малолетним узником. Женщина рассказала, что в феврале 1943 года всех жителей д. Старое Азарово Нележского сельского совета собрали и погнали по Варшавскому шоссе на Рославль. По дороге к колонне пленных присоединяли жителей других деревень. Так они с мамой попали в Рославльский концлагерь, а оттуда — в Белоруссию.
«С маленьким ребенком маму не хотели брать в дом. Работы у хозяев было много, а тут женщина с малышкой. Но одни решились взять и не пожалели. Мама рассказывала, — продолжает Любовь Васильевна, — пока хозяйка печь истопит, я уже три телеги навоза на огород свезу. Брала тебя всегда с собой. Постелю соломки на навоз и посажу перед собой. Так и управлялась. За любую работу бралась. Все умела».
В 1944 году Матрена Ивановна вернулась с дочкой на родную Смоленщину. И хотя ее хозяева оставляли в Белоруссии, она решила ехать домой, к своим родителям.
После войны Люба закончила Нележскую семилетнюю школу. Работала почтальоном. Вышла замуж и переехала в Угру. Трудовую деятельность продолжила в Угранском отделении связи, проработав 30 лет оператором. Имела благодарности, была удостоена Доски почета. Является Ветераном труда.
Л.В. Сафонова до сих пор не утратила интерес к жизни: любит почитать газеты, посмотреть телевизор. У нее просторный, уютный дом.
В ее жизни были и радости, и горечи, но, несмотря ни на что, Любовь Васильевна умеет радоваться жизни, верит в лучшее.
М. Павлова.
Фото из семейного архива.