Воспоминания — как фотографии,
сделанные сердцем
Валентина Ивановна Журавлева иногда мысленно возвращается в годы своей юности, вспоминает родную деревню Коптево. Отсюда, после окончания местной школы, девушка поехала учиться в Смоленское кооперативное училище на продавца.
Раньше, в советские времена, престижно было работать в торговле. В каждой глухой деревне имелся небольшой магазинчик, называемый местными жителями по простому «сельпо». В одном помещении был представлен весь ассортимент продовольственной и промышленной продукции.
Первые шаги трудовой деятельности Валентина Ивановна начала именно в таком райповском магазине в двух километрах от дома, в деревне Городище. Это была деревянная постройка со своей неповторимой аурой, незабываемым запахом деревенского ржаного хлеба, который доставлялся сюда из местной пекарни.
Когда речь заходит о советской торговле, первое что приходит в голову — это дефицит товаров, огромные очереди. Но все равно это время работы В.И. Журавлева вспоминает с теплотой в сердце. Хотя работать было нелегко.
Вот, что она рассказывает: «Сами топили печь, но все равно в помещении было холодно. Зимой работали в теплых куртках. Сами открывали ящики, мешки, фасовали продукты. В помине не было полиэтиленовых пакетов. Стояли огромные бобины с коричневой бумагой, которую сперва нарезали, а потом из нее крутили кульки. Взвешивали на простых весах с гирями. Почти вся тара находилась в стекле или больших железных банках. Покупатели раньше были менее требовательны. Никто не спрашивал дату изготовления, состав продуктов. Просто радовались, что смогли приобрести тот или иной товар. Люди были добрыми, уважительными, часами могли стоять в очереди.
Торговала я и керосином, который тогда пользовался большим спросом. В начале семидесятых на керосинках и керогазах готовили еду, керосином заправляли керосиновые лампы, используемые иногда, чтобы набрать картошки с подпола, где-то посветить вместо света. Керосин продавался в розлив. Черпали его ковшом на длинной ручке из железной бочки. В канистру покупателя вставляли оцинкованную воронку и ковшом наливали керосин. Стоил он недорого — 6 копеек за один литр. Эта цена десятилетиями не менялась.
После переезда в Угру, трудовую деятельность продолжила в поселковом магазине Райпо, где проработала восемь лет с опытной, ответственной коллегой Марией Петровной Симоненковой…»
В 1986 году Валентина Ивановна сменила род деятельности. Устроилась на почту оператором почтовой связи. Занималась приемом посылок, бандеролей, заказных писем. Осуществляла оплату квитанций клиентов. Всегда была доброжелательна, тактична.
В 2000 году В.И. Журавлева снова вернулась в торговлю, стала работать продавцом в частном магазине.
Валентина Ивановна — ветеран труда. У нее двое взрослых детей. Есть внуки. Когда наступает золотая осень и начинает осыпаться листва с деревьев, тихо шурша под ногами, женщина вспоминает, как бывало в детстве деревенские ребята любили подбрасывать вверх золотые, багряные листья, весело смеялись и радовались беззаботной жизни.
«Как это было давно, — вздыхает Валентина Ивановна. — Жили просто, но были счастливы. Хочется, чтобы наши дети и внуки никогда не видели горя, жили тоже долго и счастливо».
М. Павлова
Фото из семейного архива.