В моей жизни была целина

Освоение целины стало первым масштабно-социальным проектом в СССР в 20 веке, аналогов которому в мировой истории еще не было. Речь шла не о подъеме зернового хозяйства одной Казахской республики, а о кардинальном решении зерновых проблем в масштабе всего Советского Союза. Главная битва за урожай должна была развернуться в казахстанских степях, где местное население издревле пасло скот.

Как было в годы предвоенных пятилеток и в период восстановления страны после Великой Отечественной войны, ставку делали на энтузиазме граждан и молодежи. Молодые люди, окрыленные романтикой с разных регионов, республик нашей необъятной страны ехали осваивать целинные земли. Но романтика романтикой, а в основе лежали ясная целеустремленность и основная задача, чтобы дать стране больше хлеба.
Любовь Ивановна Оноприенко, приехавшая из Луганской области в село Угра, сохранила в памяти эпизоды самоотверженной борьбы за взятие целинного урожая. Она помнит первые палаточные поселки, улицы с романтическими названиями, первые комбайновые прокосы в необъятной степи, первые ручейки золотых зерен и нелегкие житейские будни.
Любовь Ивановна вспоминает: «Мы отправились в Казахстан всей своей многочисленной семьей. Первыми туда поехали мои одноклассники, и я тоже решила ехать, ведь в школе была активной комсомолкой.
В то время я была уже замужем, поэтому в дальний путь со мной отправились мой супруг и мои родители с остальными детьми. Встреча прибывающих была плохо организована. Люди в ожидании распределения жилья, работы сидели сутками.
Первое время ютились по несколько семей в одном помещении: жили в вагончиках, холодных бараках, поставленных среди продуваемой всеми ветрами степи или холодеющей по ночам пустыне.
Случалось, что от лагеря до места пахоты нужно было ехать на грузовике несколько часов. Работать приходилось самоотверженно, поэтому некоторые не выдерживали таких условий и уезжали домой. А те, кто оставались, перевыполняли план по сбору урожая.
Ответственно трудились на любом участке работы, участвовали в художественной самодеятельности… Не поддавались никаким трудностям.
Я нисколько не жалею, что в моей жизни была целина. Я научилась быть сильной, ответственной, трудолюбивой…»
М. Прокофьева