Как начать новый учебный год без стресса

A frustrated, upset child, or child with learning difficulties.

Советы психолога для родителей:

Август — суета в магазинах канцелярии и детской одежды, первые «двойки», заспанный по утрам и несчастный ребенок… Как избежать стресса от приближающегося первого звонка и встретить новый школьный год с радостью и позитивным настроем?
Ведь надо не только восстановить режим свой и ребенка, обзвонить привычные кружки и найти новые, выяснить, вырос ли ребенок из формы, заказать сменку и сходить на родительские собрания, но и проверить, помнит ли школьник что-то из программы.
Большинство из нас начинают испытывать «комплекс плохой матери», если не занимаются с ребенком. Взваливают на себя больше, чем нужно, выматываются, но проявляют «осознанность». К сожалению, так не работает. Кроме усталости и раздражения, тут вряд ли чего-то можно добиться. Поэтому необходимо осмыслить и поменять свое отношение к учебе ребенка.

Не формируйте негативных ожиданий
Когда с начала августа ребенок начинает слышать слова вроде: «Готовься, скоро контрольные, надо подтянуться, повтори старые темы, расслабляться в этом году нельзя», — его охватывает тревога. И одновременно лень, поскольку тревожно-негативный настрой даже у взрослых способен заблокировать всякий интерес к новому и стремление к достижениям.
Прозвучит банально, но позитивный настрой работает гораздо лучше. Не пугайте школьника. Лучше расскажите ему, какие новые и интересные предметы ждут его в предстоящем году: «Начинается иностранный язык? Это здорово — ты сможешь разговаривать по-английски. На химии в этом году вас научат проводить химические опыты, это очень увлекательно. Буду рада обсудить с тобой «Капитанскую дочку», там такая трогательная история любви!».
Постепенно сдвигайте режим
Одним из источников стресса в начале учебного года оказывается необходимость ранних подъемов, от которых за лето отвыкла вся семья. Привыкание к школьному режиму хорошо бы начать за 2-3 недели до первого звонка. Например, можно каждую неделю или пять дней вставать на полчаса-час раньше. Сдвигайте стрелку будильника постепенно, в том темпе, в котором это комфортно вам и ребенку. Кому-то легче за неделю решительно начать подъемы в 7 утра, а кому-то легче с начала августа постепенно привыкать просыпаться все раньше.
Вместе с ребенком подготовьте его рабочее место
Разгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках, освободить на полках место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей — все это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни.
Купите заранее все, что можно
Нет ничего хуже нервозной сентябрьской толкотни в книжных и канцелярских магазинах. Она отнимает массу сил и времени и составляет едва ли не половину всего стресса от начала учебного года.
Понятно, что не все требования учителей будут известны заранее: в последний момент обязательно окажется, что нет тетрадок с нужной шириной полей, правильного циркуля или карандашей требуемой жесткости. Но все, что можно приобрести до осени, стоит купить без спешки и не толкаясь у прилавка (а может быть, даже заказать по интернету).
Не начинайте все занятия сразу
Постарайтесь не требовать отличной успеваемости в первые же недели осени. Особенно если вы знаете, что ваши сын или дочь с трудом переключаются с одного режима на другой. Первые несколько недель в школе после летних каникул уходят на адаптацию к новому ритму жизни. Не ставьте ребенку завышенную планку, требуя от него стройных рядов «пятерок» в дневнике и блестящих ответов у доски.
Если в этом учебном году вы планировали записать ребенка в новые секции — хорошо, если их начало не будет совпадать с началом школьных занятий. Может быть, курсы иностранного языка и кружок по программированию можно начать уже в августе, а уроки тенниса и плавания, наоборот, отложить до октября. Это обеспечит более плавное вхождение в учебный ритм. Слишком много новых задач одновременно перегрузят нервную систему школьника: он может стать нервозным, постоянно уставшим и не сможет показать хороших результатов ни в учебе, ни в дополнительных занятиях.
Очень полезно посетить вместе с ребенком пробные занятия: познакомиться с преподавателями и новыми ребятами, узнать методику обучения. Такие «гостевые» визиты, особенно когда они проходят вместе с мамой или папой, снижают стресс и увеличивают интерес детей к кружкам.
Помогайте планировать
Задача родителей — помочь ребенку справиться с психологической и организационной нагрузкой. ОЧЕНЬ ВАЖНО: разговаривайте с дочерью или сыном. Спрашивайте, что из новых предметов ему интересно, а что вызывает непонимание или сложности, кто из новых учителей понравился, а кто пока не очень. Если поменялся состав класса, обязательно поговорите о том, как складываются отношения с новыми ребятами. Что касается организационной помощи, лучше всего работают наглядные расписания. Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, которая будет показывать, домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить. Полезно если ребенок постепенно приучится к самоорганизации и планированию.
Поговорите с ним и о распорядке дня. Многие родители настаивают, чтобы сразу после прихода из школы и обеда ребенок садился за уроки. Но для многих детей это неудачное решение, поскольку они не успевают достаточно отдохнуть, а после плотной еды еще и не могут сосредоточиться. Возможно, школьнику требуется час-полтора на отдых после школьных занятий, и после этого уроки будут делаться быстрее и эффективнее.
Выделите время на отдых и радость
Очень хорошо, если в первые недели сентября у вас получится запланировать какое-то приятное событие. Начало учебного года можно отметить походом в кафе, зоопарк или просто прогулкой в лесу всей семьей.
Когда школа ассоциируется у ребенка только с повинностями: ранним утренним вставанием, страхом оценок, необходимостью делать уроки — ему трудно относиться к учебе с радостью. Гораздо приятнее, если есть позитивные ассоциации: чувство взрослости, интерес от открытия нового, гордость родителей и новые возможности. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа.
Чувство взрослости, интерес от открытия нового, гордость родителей и новые возможности. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа.
Советы психолога для детей:
Для первого учебного дня всегда актуальна фраза — чему бы ты ни начинал обучаться, необходимо делать это в первую очередь для себя.
На летних каникулах всегда расслабляешься и отвыкаешь от занятий. А потом моргнул — и снова сентябрь, школьные занятия и груз ответственности. Что делать, чтобы новый учебный год для ученика начался без проблем?

Начните с чистого листа

Ежегодно, 1 сентября, вы наверняка обещаете себе, что начнете учиться, писать все конспекты, вовремя делать домашнюю работу и дополнительно заниматься, но вскоре оказывается, что прежние привычки сильнее. Чтобы и в самом деле начать учебный год с чистого листа, нужно понять, что раньше мешало вам учиться. Как правило, это вовсе не лень, а другие причины: тревожность, нежелание соревноваться с другими, пробелы в знаниях. С этим можно разобраться, и мотивация к учебе вернется.
Что может исчезнуть буквально в один день — так это желание протестовать против правил и учителей. Очень часто к девятому классу подростки перерастают это поведение, у них появляется стремление определиться со своим будущим, хорошо сдать экзамены, поступить в выбранный вуз. Но даже в этом случае полезно проанализировать свое прежнее поведение и понять его причины. Тогда вас не потянет на первом же скучном уроке снова провоцировать учителя и не отвлекаться от темы урока. Просто подумайте, что не так в вашем собственном отношении к школе.
Повторяйте пройденное
В начале учебного года достаточно тяжело адаптироваться к школе после летних каникул. С первых занятий приходится воспринимать большое количество нового учебного материала.
Совет психолога: Во-первых, настройтесь на рутину: ознакомьтесь с расписанием уроков и дополнительных занятий. Постепенно повторяйте программу, не перегружая себя. Структурируйте процесс обучения и не забывайте про ежедневный отдых — это позволит наслаждаться процессом обучения. Повторяйте материал — и начните подготовку к школе во время каникул как можно раньше. Чтобы внести системность в занятия, установите правила, например, в младших классах можно ежедневно час тренировать таблицу умножения или отрабатывать почерк. А в старших классах можно ввести для себя час обязательного чтения или решения математических задач. Можно использовать тренировочные занятия в онлайн ресурсах, например: образовательный портал Учи.ру, Онлайн-школа «Фоксфорд» и др. Делайте все это с удовольствием и положительными эмоциями.
Тогда начало сентября не обернется ужасом, а вы, ученики, почувствуете себя уверенней.
Сделайте начало учебного года красивым событием
Достаньте любимые ручки и карандаши, повесьте новый плакат над рабочим столом, наведите порядок на книжной полке и поставьте туда учебники этого года, в общем, найдите вокруг какие-то мелочи, которые будут вас радовать каждый день.
Купите что-то новое
Шоппинг перед учебным годом — ритуал, который вызывает приятные ассоциации. Для младшеклассников покупка канцелярского предмета с любимым героем — лучший способ, как настроиться на учебу после каникул. Еще 10 минут назад приближение школы казалось адом, а вот уже срочно хочется в школу.
Совет психолога: Самостоятельно выбирайте нужные к учебному году вещи. Например, ранец, тетрадки или набор фломастеров. Это формирует положительную эмоциональную привязку и настраивает на учебу.
Встречайтесь со школьными друзьями на каникулах
Вы не виделись с приятелями летом, поэтому общение с ними станет главной целью первой учебной недели. Вместо уроков захочется гулять с одноклассниками, чтобы обсудить с ними все, что случилось за каникулы. Отличный бонус от встречи с одноклассниками — это решение различных разногласий, конфликтов, которые не хочется нести за собой в новый год. Не ждите, что учителя или ровесники все забыли за время каникул. Если за лето вы проанализировали причину конфликта и смогли изменить отношение к ситуации, то вы сможете преодолеть разногласия довольно легко.
Совет психолога: Прекрасный способ разрешить конфликт — признать свою часть ответственности. Если вы критиковали одноклассников, завидовали или, наоборот, считали себя выше других, но за лето поняли недостатки такого подхода и готовы изменить свое поведение, отношение к вам изменится. Если в прошлом году вы кого-то обидели, принесите извинения, по возможности исправьте причиненный вред, и с вами тоже начнут вести себя иначе.
Как перестать переживать по поводу внешности
Если вы внутренне принимаете себя, то насмешки над любыми внешними недостатками прекращаются, или вы просто перестаете их замечать. Но в подростковом возрасте принять свою внешность не так просто — недостатки обычно кажутся очень серьезными, а достоинства игнорируются.
Совет психолога: сделайте к 1 сентября новую стрижку, маникюр, приготовьте любимую одежду, в которой вы чувствуете себя комфортно.
Обратите внимание, как вы сами воспринимаете внешность других людей, насколько она для вас важна. Скорее всего, в первую очередь вы обращаете внимание, насколько с человеком комфортно, весело, интересно. Точно так же люди относятся и к вам: внешние детали для них второстепенны.
Помните, что большинство людей озабочены своими проблемами, а значит, не так много внимания обращают на чужую внешность.
Не сравнивайте себя с моделями из вашей инстаграм-ленты, а ищите вдохновение в реальных живых людях. Все мы выглядим по-разному, у всех есть свои особенности внешности, которые и делают нас уникальными. Именно так и надо относиться к «недостаткам» своей внешности или чужой.
Не воспринимайте лето как рубеж, после которого все станет по-другому. Это очередной логичный этап в жизни, способ многое переосмыслить и чему-то научиться. Чтобы летние впечатления и переживания не забывались, найдите способ взять их в новый учебный год. Например, если летом у вас появилось новое хобби, продолжайте уделять ему время осенью.
Подготовила Ж.И. Башкина, педагог-психолог МБОУ «Угранская СШ».