90 лет – героический жизненный рекорд
Такая значимая дата – огромное богатство, которое выпадает в жизни не каждому. Ниной Федоровной Авакумовой покорена 90-летняя вершина жизненного пути.
Встретиться с юбиляршей-долгожительницей меня пригласила Татьяна Алексеевна Владимирова, которая предварительно рассказала мне много доброго и хорошего о своей бывшей соседке. Оказывается, когда Татьяна приехала по распределению на работу лесничим в наш район, то первое время жила в п. Зинеевка, где познакомилась с Н.Ф. Аввакумовой. Нина Федоровна была ее соседкой и первым добрым наставником на чужбине.
В настоящее время Нина Федоровна – жительница Угры, улицы Лесхозная, которая находится далеко от центра. Раньше такие расстояния совсем не пугали, а вот когда подкралась старость, появились проблемы во многом. Но на счастье Н.Ф. Аввакумовой по соседству поселилась Наталья Иванова. Она приходит на помощь пожилой женщине: привозит продукты и лекарства, оплачивает квитанции. Приучает Наталья к уважению старших и своих сыновей. Мальчишки приносят бабушке дрова и воду. Не забывает свою старую знакомую и Т.А. Владимирова, часто звонит, приезжает с гостинцами, поздравляет с днем рождения и праздниками. Нина Федоровна им очень благодарна.
Несмотря на почтенный возраст, Нина Федоровна излучает свет и душевное тепло, пребывает в бодром расположении духа.
Вот что она рассказала о своей жизни: «Родилась я в начале сентября 1932 года в деревне Валь Угранского района. В семье нас воспитывалось четверо детей, я была вторым ребенком. Когда пошла в первый класс, началась война.
Многие деревенские мужчины ушли на фронт и пропали без вести. В их числе и мой отец. В деревне остались одни женщины, старики и дети. Старостой немцы поставили тетю Полю. По словам односельчан, староста была мудрой, толковой женщиной. Никому из своих земляков не причиняла вреда.
Немцы расселялись по жилым домам, становились хозяевами, пользовались чужим нажитым добром.
В нашей хате тоже жили фашисты. Чувствовали они себя вольготно, а мы, дети, большее время проводили на печке, наблюдая за происходящим в доме.
Особой трагедией для всех селян стала судьба наших двух девушек, которых немцы угнали в Германию. Они подошли по возрасту.
При отступлении немцы разбивали стекла в оконных рамах, а потом поджигали дома. Чудом три хаты уцелели, в том числе и наша. Они первое время стали главным убежищем и обителью для многих деревенских семей.
После войны я продолжила учебу в д. Раздоры. Проучилась только четыре класса, из-за бедности пришлось идти работать в няньки, хотя сама была ребенком. Затем трудилась рабочей на Всходском маслозаводе и даже собиралась идти в армию. Вместе с подругой Дусей пошли в военкомат и объявили о своем решении. Вскоре мне пришла повестка. С радостной вестью я побежала к Дусе и показала документ. Подруга повертела в руках мою повестку, огорчилась, что ей не прислали, и мы тут же зашагали в военкомат, где нам объяснили, что по здоровью прохожу только я одна, Евдокия не подходит. «Как так, — расстроилась я. – Без Дуси тоже не пойду в армию». Не знаю до сих пор, как разрешился этот вопрос, но служить мне не пришлось. Стала работать на стройке в Угре.
Как-то встретилась со своей знакомой Марусей. Она рассказала, что трудится на лесозаготовительных работах. Здесь много молодежи, работать интересно, весело. Живут в деревянных бараках. Я решила для себя: «Пойду». Период работы в лесу стал для меня судьбоносным и профессиональным. Здесь я прошла все азы специализаций лесного хозяйства. Начинала сучкорубом, очищала стволы деревьев от сучьев и веток, была помощником моториста, разметчицей бревен.
Познакомилась на работе с парнем – трактористом Алексеем из д. Акулово Калужской области. В 1955 году сыграли свадьбу, и я стала жить в родной деревне мужа. Жили с его бабушкой, родителей у Алексея не было. Здесь родились дочь и сыновья. Когда они подросли, в 1952 году переехали семьей в п. Зинеевка. Муж трудился в Угранском леспромхозе. На мне был дом и воспитание детей. Обрабатывали большой земельный участок».
Н.Ф. Аввакумова рассказала, что в 2002 году их семья переехала в поселок Угра, получили квартиру от лесного предприятия, в которой она и сейчас проживает. Тринадцать лет как не стало мужа. Оборвалась жизнь двух сыновей, внучки.
Дочь Татьяна теперь самый дорогой и главный человек в ее жизни. Она каждый день звонит, беспокоится о здоровье матери, раз в год приезжает в отчий дом, вдохновляя бабушку рассказами о внуках и правнуках.
На улице осень. Главной обувью в это время для Нины Федоровны служат валенки. «В них тепло, надежно. Они меня спасают от холода, — делится со мной Н.Ф. Аввакумова. — А еще радостными моментами для меня являются передачи Андрея Малахова, где люди поют песни, танцуют. Смотрю, подпеваю знакомую песню, а иногда хочется встать и в пляс под веселую музыку пуститься, но годы уже не те, — вздыхает Нина Федоровна, — но мои года — мое богатство». С этими словами нельзя не согласиться.
М. Прокофьева.