Вспоминая годы грозовые
Статья, опубликованная в газете «Искра» от 9 октября 1984 года
(в сокращении)
На дипломе об окончании Брянского лесохозяйственного института дата: 26 июня 1941 года. Его я получил, уже побывав в военкомате. Так для меня, будущего инженера лесного хозяйства, закончились мирные дни.
В действующую армию сразу не попал – направили в военное училище связи. Учились по ускоренной программе. После окончания училища в звании младшего лейтенанта я был назначен командиром взвода связи одного из артиллерийских полков Западного фронта.
…Зайцева гора. Не только взрослые, а пожалуй каждый угранский школьник слышал о ней. В районе Зайцевой горы я и получил боевое крещение.
От нас, связистов, требовалось одно – обеспечивать надежную связь, без которой, особенно во время боя, не мог обходиться ни один командир.
Уходили за линию фронта разведчики и среди них часто был связист с рацией. В районе Зайцевой горы с группой разведчиков мне пришлось принимать участие в захвате «языка». За эту операцию меня наградили медалью «За отвагу».
Трудные, кровопролитные бои у Зайцевой горы вели советские воины. Многие из них не вернулись с поля боя…
Наша дивизия освобождала от врага Могилев. Ей было присвоено наименование «Могилевская». За освобождение этого города сотни воинов были удостоены правительственных наград. Мне тогда вручили орден Красной Звезды.
Орденом Отечественной войны II степени меня наградили за участие в боях Восточной Пруссии. Под Берлин наш артиллерийский полк прибыл уже тогда, когда над рейхстагом развевалось знамя Победы.
Память хранит много боевых эпизодов о героизме и мужестве наших солдат и офицеров. Из нашего полка первым форсировал Днепр артдивизион майора Когана. Немецкие танки он расстреливал прямой наводкой. Последним бронебойным снарядом одной из батарей, где находился майор, был подбит танк фашистов. Но машина не загорелась. Артиллеристы, уничтожив экипаж танка, повернули его орудие против наседавшего врага. Из немецкого танка бил по немцам майор Коган.
Дивизия, преследуя врага, неудержимо двигалась на Минск. Но ее вдруг повернули назад – приказано ликвидировать окруженную группу противника. В «котле» оказались крупные силы фашистов. От доставленного разведчиками «языка» узнали, что утром немцы пойдут на прорыв, будут вырываться из окружения.
И вот настало утро. Из леса по полю сплошной массой в психическую атаку шли немцы. Первыми их встретили артиллеристы. Раздались залпы «Катюш».
Потом на вопросы наших солдат «Ну, как «Катюши»? — пленные бормотали:
— Гитлер капут.
…Время неумолимо делает свое дело. Но не подвластна времени память ветерана войны.
В.Т. Изгородин, гвардии старший лейтенант в отставке.