В ее сердце — воспоминания о школе
Утром 25 апреля квартира бывшей учительницы Александры Александровны Гладковой вместо обычной тишины наполнилась праздничной атмосферой. Домашний телефон разрывался от звонков. Бывшие ученики, знакомые, родственники поздравляли Александру Александровну с 90-летним юбилеем.
С важным и значимым событием долгожительницу пришли поздравить многие гости с цветами, подарками, пожеланиями, ведь не каждому суждено встретить столь почтенный возраст.
Когда сегодня девяносто,
Поздравить с праздником непросто.
Так много хочется сказать,
Благодарить и честь отдать.
А благодарить А.А. Гладкову есть за что. С 1952 года и до заслуженного отдыха Александра Александровна посвятила свою жизнь педагогической деятельности.
Закончив двухгодичные курсы Смоленского педагогического института и получив диплом преподавателя математики и физики неполной средней школы, Александра Александровна пришла работать в Угранскую среднюю школу. Большую поддержку молодому специалисту в то время оказали директор школы П.Н. Сысоенков и учитель Н.В. Алдунин. Через год работы Александра Александровна приняла классное руководство, а в 1959 году усовершенствовала свои знания – закончила Московский педагогический институт (заочное отделение) по специальности: преподаватель математики средней школы. Кроме повседневной работы, в те годы учителю приходилось быть главным агитатором на селе. Вот и молодая учительница после занятий в школе ходила в д. Полуовчинки, Будневку читать лекции, проводить беседы с населением в сельских клубах.
Было и любимое занятие в жизни Александры Александровны – она не могла жить без музыки и часто выступала с концертной программой в актовом зале деревообрабатывающего завода.
Оглядываясь назад, А.А. Гладкова главным достижением в своей жизни считает любимую работу и успехи ее учеников. «Не шла, а бежала в школу, как на праздник», — признается она.
Наша беседа превращается в светлые воспоминания. Александра Александровна может целыми часами рассказывать не только о школе, но и о своих бывших учениках. Они у нее были на виду. Она всех помнит и восхищается каждым: кого-то хвалит за учебу, кого-то за прямолинейность, кого-то за терпение.
«Однажды поставила двойку ученику Вите Е. Уроки закончились, захожу в класс, а там девочки занимаются с Витей. Не только подсказывают в учебе, но и стыдят: «Как ты мог не решить?»
Закрыла тихонько дверь в классе и думаю: «Не справятся же они с ним, но завтра попробую его спросить». Вызываю на следующий день Витю к доске, а он отвечает все правильно, быстро, что диву даюсь: «Ну, молодец, умница. Ставлю пятерку. В душе – радость». Раньше часто можно было наблюдать за школьниками, оставшимися после уроков. Спрашиваю: «Чего домой не идете? Уже темно на дворе». Кто-то отвечает, что готовится к пионерскому сбору, кто-то пишет доклад, а кто-то занимается со «слабым» учеником».
Первоочередной обязанностью в педагогике всегда считала умение подобрать личностный подход к любому ученику. Александра Александровна рассказала один случай: «Прохожу как-то зимой мимо «милицейского» озера (так его обычно называют), а мои ученики играют там в хоккей. Слышу спорят, ругаются некрасиво. Пришла на следующий день на урок и молчу. Ребята спрашивают: «Что с Вами, Александра Александровна?» А я смотрю на них и говорю: «Я заболела, не слышу ничего». «А что случилось?» — интересуются дети. Рассказала им о вчерашнем дне, что после их слов неприличных, у меня заболели уши. Ребята сразу догадались в чем дело, виновато смотрят на меня, встают из-за парты и честно признаются: «Мы не видели Вас, извините, пожалуйста. Больше не будем». Я улыбаюсь, прощаю их и объявляю громко: «Я выздоровела. Теперь слышу».
Много еще интересного о школьной жизни поведала мне мудрая учительница.
Рассказала о поездках в совхозы, о том радостном дне, когда в школу привезли пианино. Вспомнила, как зимой, в один из выходных дней, вместе со своим классом отправились в лес на лыжную прогулку.
Сохранила в своем сердце торжественное мероприятие «В борьбе за мир». Как один из учеников А.А. Гладковой попросил у своего соседа на праздник несколько голубей, чтобы запустить в небо. «Вот это была красота! Даже сейчас вспоминаю об этом», — с радостью сказала Александра Александровна.
Мне кажется, что она до сих пор находится в школе, а не дома. Даже в простой беседе с такой умудренной житейским опытом учительницей осознаешь, насколько эффективны были ее методы и средства обучения. Задачу – быть для учеников другом, наставником и примером — я думаю, А.А. Гладкова достойно выполнила.
Пройдя войну, разруху, голод.
И расставанья пережив,
Она всегда теплом делилась
Своей израненной души.
Ученики, ребята, дети!
В вас – составляющая ее,
Ведь в каждого она вложила
Частицу сердца своего.
М. Павлова. Фото из семейного архива