«Основные понятия и положения пребывания граждан в мобилизационном людском резерве (Боевом Армейском Резерве Страны «БАРС»)»
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2017 г. №370 «О создании мобилизационного резерва Вооружённых Сил Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2015г. № 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве», на основании поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2021 года НР ПР-896, указаний начальника Генерального штаба Вооружённый Сил Российской Федерацииот 21 июля 2021 года НР 315/1/00560 и командующего войсками Западного военного округа от 28 июля 2021 года «О формировании мобилизационного людского резерва дислоцирующего на территории Западного военного округа», Смоленской области установлено задание по увеличению к 1 сентября 2021 года численности граждан, пребывающих в запасе в мобилизационном людском резерве.
Резерв будет применяться для оперативного наращивания сил при возникновении кризисных ситуаций, а также для решения отдельных задач в мирное время, в том числе по оказанию помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В связи с вышеизложенным, военному комиссариату Смоленской области установлено задание по комплектованию резервистами должностей офицерского состава и прапорщиков, солдат, сержантов в кратчайшие сроки (команды К-11094 и К-11095, часть формирователь — военная академия войсковой ПВО ВС РФг. Смоленск), объем задания, на которые необходимо отобрать кандидатов к заключению контракта составляет 2300 человек.
Основные понятия новой системы содержания мобилизационных резервов:
В мае 2007 г. Президентом РФ утверждена Концепция создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития РФ (далее — Концепция).
Целью создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов согласно Концепции является обеспечение гарантированного доукомплектования ВС, других войск, воинских формирований и органов в установленные сроки военно-обученными мобилизационными людскими ресурсами период мобилизации.
Сущность изменений в системе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов заключается в том, что в составе запаса ВС РФ, запаса Службы внешней разведки РФ и запаса Федеральной службы безопасности РФ выделяется мобилизационный людской резерв (далее — резерв).
Таким образом, запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.
Под мобилизационным людским резервом понимаются граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.
Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва, то есть все остальные.
Мобилизационные людские резервы ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов создаются Президентом РФ по представлению соответствующего федерального органа исполнительной власти и формируются по территориальному принципу.
Организация отбора граждан, пребывающих в запасе, для заключения контракта:
Отбор граждан и заключение с ними контракта осуществляется в два этапа:
первый этап — отбор граждан в военных комиссариатах муниципальных образований;
второй этап — прием граждан кандидатов в воинской части и заключение с ними контракта.
С целью качественного и своевременного выполнения задания на отбор граждан, военным комиссариатом Смоленской области организовано взаимодействие с органами исполнительной власти. Осуществлено информирование Губернатора Смоленской области об объемах задания и организовано взаимодействия по вопросам размещения в средствах массовой информации и других информационных площадках агитационного материала. Такая работа так же проводится и на уровне муниципальных образований.
Отбор граждан осуществляется комиссиями военных комиссариатов муниципального образования по отбору граждан, поступающих в резерв, назначенными приказом военного комиссара муниципального образования с привлечением представителей ВА ВПВО, как части, с которой резервисты в последующем заключают контракт.
В ходе отбора комиссия проверяет гражданина, изъявившего желание заключить контракт, на его соответствие медицинским, физическим и профессионально-психологическим требованиям военной службы по конкретным военно-учетным специальностям.
Выявление граждан, изъявивших желание заключить контракт, осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований путем личных бесед с гражданами при их вызове (прибытии).
После подачи гражданином заявления, военный комиссар (ВК муниципального) установленным порядком рассматривает принятое заявление, принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата, рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата (муниципального) и организует:
оформление документов и подготовку запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;
взаимодействие с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);
работу комиссии военного комиссариата (муниципального) по отбору кандидатов и утверждение ее решений;
направление граждан в воинские части для заключения контрактов.
С целью проверки анкетных данных и получения достоверных сведений о привлечении гражданина к уголовной или административной ответственности, назначения наказания, не связанного с лишением свободы (условное осуждение, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, возложение обязанности возместить причиненный ущерб и другие наказания, в том числе связанные со злоупотреблением спиртными напитками, употреблением и распространением наркотиков) на каждого гражданина военным комиссариатом (муниципальным) направляетсязапрос в территориальные органы внутренних дел.
После получения из органов внутренних дел сведений, подтверждающих анкетные данные, а также свидетельствующих об отсутствии фактов привлечения гражданина к уголовной ответственности, назначения наказания, не связанного с лишением свободы (условное осуждение, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, возложение обязанности возместить причиненный ущерб и другие наказания, в том числе связанные со злоупотреблением спиртными напитками, употреблением и распространением наркотиков), в военном комиссариате (муниципальном) оформляется личное дело кандидата.
На граждан, отбираемых на воинские должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляются установленным порядком соответствующие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Граждане, изъявившие желание заключить (продлить) контракт о пребывании в резерве, подлежат медицинскому освидетельствованию военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов (муниципальных) по месту жительства.
Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
В ходе отбора граждан в мобилизационный резерв выявлен ряд проблем и причин, значительно влияющие на сроки и сам процесс отбора кандидатов:
1.Прохождение диагностических исследований и предварительного мед.освидетельствования по мету жительства(поликлиника) занимает длительное время (отрыв от основной работы), кандидатам приходится записываться к врачам (брать талоны на прием), при этом разрыв между посещениями специалистов иногда достигает 5-7 дней.
2.Негативное отношение работодателей к совмещению гражданами пребывания в резерве и исполнению должностных обязанностей по основному месту работы.
Требования, предъявляемые к кандидатам, поступающим в мобилизационный резерв:
Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства.
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана — в возрасте до 42 лет;
младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта — в возрасте до 47 лет;
майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга — в возрасте до 52 лет;
полковника, капитана 1 ранга — в возрасте до 57 лет;
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Категория граждан, с которыми не может быть заключен контракт:
Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
Финансовое обеспечение резервистов:
Первый контракт с кандидатом в мобилизационный резерв подписывается на три года. Ппервые три года гражданам по месту приписки к воинской части выплачивается месячный оклад установленный Правительством Российской Федерации в размере 12% оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан, и размера оклада по воинскому званию. В дальнейшем предусмотрена процентная надбавка за непрерывное пребывание в резерве.
Финансовое обеспечение военных сборов, в том числе тренировочных занятий с гражданами, заключившими контракт о пребывании в резерве, предусматривает выплату (возмещение):
1.Военными комиссариатами:
а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы:
среднего заработка по месту постоянной работы или минимального размера оплаты труда, для граждан, не работающих и состоящих на учете в службе занятости населения;
расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пунктов сбора) и обратно;
б) за время прохождения военных сборов:
среднего заработка по месту постоянной работы или минимального размера оплаты труда, для граждан, не работающих и состоящих на учете в службе занятости населения;
командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.
2.Финансово-экономическими органами, в которые установленным порядком зачислены на финансовое обеспечение воинские части:
а) за время прохождения военных сборов-оклада по воинской должности, предусмотренной штатом в/ч и оклада по в/званию.
Ориентировочные суммы, подлежащие к выплате резервистам за период проведения военных сборов:
1.Начальник связи — зам НШ, ШДК «майор», 16 тарифный разряд, оклад по воинской должности 26034рубл., оклад по воинскому званию 12475 руб., итого за 30 дней военных сборов 38507 руб.
2.Заместитель командира взвода, ШДК «сержант», 2 тарифный разряд, оклад по воинской должности 12290рубл., оклад по воинскому званию 7263 руб., итого за 30 дней военных сборов 19553 руб.
Ориентировочные суммы, подлежащие к выплате резервистам:
1.Начальник связи — зам НШ, ШДК «майор», 16 тарифный разряд, 12% от оклада по воинской должности, и размера оклада по воинскому званию будет составлять 4621 руб.
2.Заместитель командира взвода, ШДК «сержант», 2 тарифный разряд, 12% от оклада по воинской должности, и размера оклада по воинскому званию будет составлять 2346 руб.
Пример:
При подписании гражданином второго контракта о дальнейшем пребывании в резерве, ему к 12% прибавляется 10% надбавка, следовательно, резервисту будет выплачиваться процентная надбавка в период от 3 до 5 лет уже в размере 22% оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан, и размера оклада по воинскому званию, при этом еще дополнительновыплачивается ежемесячная денежная выплата в следующем размере:
при сроке нового контракта 3 года либо при меньшем сроке нового контракта — до наступления предельного возраста пребывания в резерве – 1 месячный оклад;
при сроке нового контракта 5 лет либо при меньшем сроке нового контракта — до наступления предельного возраста пребывания в резерве — 1,5 месячного оклада.
Ежемесячная процентная надбавка за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу:
Гражданам выплачивается ежемесячная процентная надбавка за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу в следующих размерах (далее — надбавка):
от 3 до 5 лет — 10 процентов;
от 5 до 10 лет — 20 процентов;
от 10 до 15 лет — 30 процентов;
от 15 до 20 лет — 40 процентов;
20 лет и более — 50 процентов.
Организация боевой подготовки резервистов:
После заключения контракта с командованием воинской части (частью формирователем) с кандидатом в течение учебного года проводятся:
тренировочные занятия (3-4 дня ежемесячно);
1 раз в год, учебные сборы (продолжительностью до одного месяца).
Вещевое обеспечение:
Обеспечение вещевым имуществом резервистов организуется по нормам снабжения.
Обеспечение вещевым имуществом резервистов осуществляется в порядке, установленном в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Наиболее полную информацию о мобилизационном
резерве можно получить
-Федеральный закон 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — раздел VIII;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве».
В целях качественной организации и проведения отбора граждан, пребывающих в запасе для заключения контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с вновь возложенным заданием по комплектованию резервистами должностей офицерского состава и прапорщиков, солдат, сержантов в кратчайшие сроки, прошу:
1. Провести разъяснительную работу с руководителями подведомственных организаций и предприятий, расположенных на территории Смоленской области по содействию гражданам, поступившим в мобилизационный резерв (все финансовые расходы понесенные организациями (предприятиями) по выплате среднемесячной оплаты кандидатам за период прохождения тренировочных занятий и военных сборов, военным комиссариатом компенсируются в полном объеме).
2. Оказывать содействие военным комиссариатам муниципальных образований в работе по набору резервистов подведомственных организациях и предприятиях.
3. Распространить информационные материалы, включая «Информационное письмо…» среди подчиненного персонала, использовать его должностными лицами в ходе работы по набору резервистов.
Контакты должностных лиц военного комиссариата ответственных за отбор граждан в мобилизационный резерв:
— Военные комиссары Муниципальных образований Смоленской области;
-Начальник отделения предназначения, подготовки, аттестования и учета офицеров запасаЧернышов Александр Георгиевич, 8(4812) 68-71-34;
-Начальник отделения предназначения, подготовки, и учета солдат, сержантов и прапорщиков (мичманов) запасаГадяцкий Василий Яковлевич, 8(4812) 68-71-18, 8(4812) 68-71-24.
Военный комиссар Смоленской области полковник А. Чечиков.