В Смоленской области продолжится обновление парка общественного транспорта
В рамках Петербургского международного экономического форума губернатор Василий Анохин и гендиректор «Сбербанк Лизинг» Виктор Вентимилла Алонсо при участии вице-президента – председателя Среднерусского банка Сбербанка Евгения Титова подписали соглашение о сотрудничестве.
Глава региона отметил, что документ расширяет привлечение внебюджетных инвестиций, а также оказание финансовых и нефинансовых услуг для областных программ развития.
«Обновление парка общественного транспорта – это настоятельный запрос смолян и давно назревшая проблема. Поэтому особое внимание уделили этому проекту. Такой опыт уже есть у нас – в прошлом году «СберЛизинг» профинансировал приобретение 60 единиц дорожной техники и 38 автобусов. Во взаимодействии с нашими партнерами мы намерены улучшить ситуацию с транспортной доступностью для жителей области», — сообщил губернатор Смоленской области.
Кроме того, компания «СберЛизинг» намерена осуществить на территории региона программы, направленные на развитие промышленного производства, сельского хозяйства, лесопереработки, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей.
Применение эффективных финансовых механизмов, включая лизинг, значительно увеличивает возможности нашей области для реализации инвестиционных проектов, уверен глава региона.
Понажев Юрий Олегович, Юрист
Смоленск обладает развитой сетью общественного транспорта — в городе есть значительное число маршрутов троллейбусов, трамваев, автобусов, маршрутных такси. Конечно, число трамвайных маршрутов несколько сократилось по сравнению с 1990-ми годами, но и сегодня, несмотря на прекращение работы некоторых трамвайных линий (по ул. Большой Советской, проспекту Гагарина, которые были важными трамвайными артериями в прошлом), трамвай остаётся важным экологичным и наиболее доступным видом общественного транспорта. Количество рейсов автобусного транспорта также остаётся значительным, хотя стоит отметить сокращение числа пригородных автобусов на маршрутах по сравнению с 1990-ми и 2000-ми годами. Впрочем, маршрутные такси успешно заместили муниципальный транспорт на таких пригородных маршрутах, как, например, 101 и 116. Следует отметить, что обновление автобусного парка в Смоленске прошло через несколько этапов — в 1990-е годы венгерские «Икарусы» стали заменять немецкими автобусами «Ман» и автобусами «Мерседес» в рамках российско-турецкого проекта. В 2010-е годы стали закупать «Лиазы», которые к тому времени стали важной частью московского автомобильного парка. 2020-е годы отметились закупкой очень комфортных и современных белорусских автобусов «Маз» — этот проект обновления автобусного парка стал, на мой взгляд, большим успехом администрации города Смоленска и правительства Смоленской области и по праву получил высокую оценку смолян, которые с удовольствием пользуются этими удобными автобусами.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что обновления требует и трамвайно-троллейбусный парк города. Понятно, что это потребует значительных расходов, однако эксплуатация ряда моделей, которые и в 1990-е годы уже были не самыми современными (в 2021 году в прессе писали, что самые старые трамваи, которые попрежнему выходят на маршрут, выпущены в 1988 году) имеет свои ограничения. Закупка списанных московских моделей не является устойчивым долгосрочным решением. Объединение автобусного и трамвайно-троллейбусного предприятий города может сделать возможным консолидацию ресурсов для решения этой проблемы, а также для привлечения новых водителей на работу в городской общественный транспорт, что на сегодня является проблемой. Тем самым станет возможным вводить пересадку, например, с автобуса на троллейбус с единым билетом — было бы неплохо обеспечить такую возможность в течение 90 минут, а также ввести единый билет на поездку туда и обратно в течение одного дня. Можно было бы обеспечить пониженные тарифы на проезд в дни с повышенным загрязнением воздуха для стимулирования пересадок с личных автомобилей на общественный транспорт в такие дни.
Полагаю, что для решения проблемы обновления парка городского общественного транспорта власти города и области должны рассматривать любые доступные варианты. Соглашение о сотрудничестве между Смоленской областью и компанией «Сбербанк Лизинг», подписанное на ПМЭФ, — отличная новость, ведь в прошлом году именно «СберЛизинг» профинансировал приобретение 38 автобусов, которые украсили Смоленск. Для горожан очень важно, что и в дальнейшем такое плодотворное сотрудничество будет продолжено, что даёт надежду на дальнейшее обновление парка общественного транспорта. На мой взгляд, правительству Смоленской области и администрации города Смоленска стоит также претендовать на участие в программе модернизации городского транспорта, которую спонсирует корпорация «ВЭБ.РФ» — программа рассчитана на 10 городов с объёмом ресурсов в 252 миллиарда рублей, при этом акцент делается на обновление трамвайного парка, что очень актуально для смолян. Есть также нацпроект «Безопасные качественные дороги», в котором участвуют 64 российских региона — согласно данному проекту возможно обновление в том числе и троллейбусного парка, есть возможность привлечения лизингового финансирования АО «ГТЛК».
Конечно же, нужно вводить в действие новые маршруты общественного транспорта, обновлять парк автобусов в районных автотранспортных предприятиях области — в Вязьме, Демидове, Починке. Должна сохраниться возможность приобретения билетов за наличный расчёт, при этом полагаю, что дифференцирование тарифов в зависимости от способа оплаты не соответствуют Закону РФ «О защите прав потребителя», на что обращала внимание и прокуратура. Важнейшим этом является вопрос ценообразования. Поднятие тарифов не должно быть частым и необоснованно резким, вопрос должен находиться под контролем представительных органов муниципалитетов. Вопрос, конечно же, требует комплексного решения с учётом роста цен на заправках и роста стоимости запчастей, однако тарифы не должны расти быстрее, чем в аналогичных небогатых регионах.
В целом, следует отметить, что подключение региона к программам модернизации транспорта требует соблюдения чётких критериев участия. Например, участие в программе ВЭБ.РФ требует поддержания стоимости безлимитного проездного билета на 30 суток на уровне, не превышающем 7% от среднемесячной заработной платы в городе и затрат по поездки личном на автомобиле; сокращения доплат за пересадки между видами транспорта и маршрутами; организации выделенных полос для движения общественного транспорта. Именно подобных целей и нужно добиваться — так, городу нужна более эффективная транспортная сеть с выделенными линиями для трамваев в целях уменьшения числа аварий, проездные билеты должны быть доступными с множеством удобных опций. Такие мероприятия расширят возможности подключения к федеральным проектам модернизации общественного транспорта. А они, в свою очередь, улучшат экологическую ситуацию в городе — так, лизинговая программа ВЭБ.РФ декларирует одним из следствий реализации программы (в том числе в связи с увеличением доли современного электротранспорта) сокращение не менее чем на 15% выбросов в атмосферу вредных веществ от городского пассажирского транспорта.
Силина Карина Владимировна, Молодой политолог
Город Смоленск является областным центром и разбросан территориально, от того имеет сложную и разветвлённую транспортную систему. Плюс то количество машин, которые возят пассажиров явно недостаточно, особенно в утренние часы пик, когда многие едут на работу, или во время ливней, когда водители маршрутных такси, стремясь увести промокших пассажиров – наполняют свои машины большим количеством людей, чем предусмотрено характеристиками и законодательно.
Плюс хочется отметить, что выходящие на рейс маршрутки, явно по своей вместимости не рассчитаны на такую массу людей, и не могут в час пик вместить всех желающих добраться до своего места назначения. Вообще проблема транспорта давно назрела в областном центре и требует своего решения, стоит увеличить численность и вместимость автобусов и в час пик, и в сезон весна-лето пускать большее количество машин!
Ну и минус то, что с 15 июня 2024 г. все поездки не зависимо от наличные или безналичные станут стоить 38 рублей за рейс, это вызовет возмущение граждан, которые вынуждены регулярно ездить на работы в том числе и с пересадками. В таких условиях подписание соглашения о сотрудничестве между губернатором Смоленской области ВасилияАнохин и гендиректора «Сбербанк Лизинг» Виктора Вентимилла Алонсо при участии вице-президента – председателя Среднерусского банка Сбербанка Евгения Титова позволит привлечь в регион новые инвестиции, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, притоку капиталов и улучшению благополучия населения.