Подходы к миграционной политике будут изменены
Президент РФ Владимир Путин дал поручение поменять подходы к миграционной политике в России. Пресечение незаконной миграции является приоритетным направлением деятельности МВД.
Глава государства возмутился, что «когда начинаешь разбираться в обстоятельствах того или иного дела, конкретного преступления, оказывается, что человек попал в Россию без особых проблем, прошел все формальности, оформил трудовой патент, имея зачастую за спиной целый пакет правонарушений, причем иногда и злостных».
«Здесь необходимы современные цифровые электронные базы биометрических данных», — подчеркнул президент.
При этом Путин назвал недопустимым провоцирование национальной и иной розни в России. «Недопустимо использовать недавние трагические события для провоцирования национальной розни, ксенофобии, исламофобии и так далее», — сказал президент.
Силина Карина Владимировна, Молодой политолог
Исторически Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной, на ее территории обитали и уживались различные нации, народы и национальности, многих принимала страна в свой состав, включая в единую семью, ставшую со временем россиянами.
Смоленская область как приграничный регион одна из первых встречала противника и принимала огромные потоки беженцев и переселенцев, регион и сейчас является многонациональным и многоконфессиональным, поскольку на её территории проживают лица более 130 национальностей и народностей, что обусловлено исторически и географически. Русское население наиболее многочисленное – 94,7% (по данным переписи 2021 года), 5,3% – представители других национальностей. Национальный состав региона представлен следующим образом: русские – 94%; украинцы – 1,3%; белорусы – 1,3%; армяне – 0,5%; цыгане – 0,3 %; азербайджанцы – 0,3%; татары – 0,2%; узбеки – 0,1%; молдаване – 0,1%.
Национальный состав населения Смоленской области способствует обеспечению стабильной ситуации на территории субъекта, предотвращению межнациональных и религиозных конфликтов.
Согласно сведениям ведомственного реестра Управления Министерства юстиции Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 года в Смоленской области зарегистрированы 24 общественных национальных организаций.
Общественные национальные организации принимают активное участие в организации и проведении мероприятий, направленных на содействие укреплению единства российской нации и гармонизация межнациональных отношений в Смоленской области; содействие этнокультурному многообразию народов России; развитие казачества в Смоленской области, в том числе:
— мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений (заседание круглого стола, посвященного 15-летию образования Региональной общественной ассоциации «Национальный Конгресс Смоленской области»);
— мероприятия, направленные на раскрытие многообразия национальных культур (ежегодный областной фестиваль «Многонациональная семья Смоленщины», ежегодный фестиваль «День национальных культур в городе Смоленске», выставка «Национальные традиции на Смоленской земле», мероприятия, приуроченные к основным государственным датам (встречи поколений, круглые столы, чествование ветеранов, фотовыставки);
— мероприятия, посвященные традициям различных национальностей и этносов Смоленской области (дни национальных культур; международная просветительская акция «Большой этнографический диктант»).
В рамках III Смоленского регионального социально-экономического форума «Территория развития» была организована работа тематической площадки по теме: «От многообразия культур к единству российской нации: региональный аспект».
Уникальный опыт взаимодействия Администрации Смоленской области с общественными национальными организациями региона был представлен в 2017 году в рамках III Культурного форума регионов России «Образование и культура: потенциал взаимодействия и ресурсы НКО в социокультурном развитии регионов России» в г. Рязани, ежегодного Всероссийского форума национального единства в г. Перми.
Большую культурно-просветительскую работу, направленную на обеспечение межнационального согласия и противодействие межнациональной напряженности, проводит Региональная общественная ассоциация «Национальный Конгресс Смоленской области», в состав которой входят 20 общественных организаций, в том числе национальных, заключены соглашения о сотрудничестве с 3 общественными организациями, представляющими 130 национальностей и народов, проживающих на территории Смоленской области.
С 2016 года в Смоленской области функционирует «Центр народного единства», в котором организуются юридические и социальные консультации, курсы по изучению традиций, истории и культуры народов, проживающих на территории Смоленской области, встречи с представителями национальных диаспор и национальных общественных организаций иных регионов Российской Федерации.
В Смоленской области функционируют 3 центра тестирования, имеющие право на проведение комплексного экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации на базе: «Смоленского государственного университета»; «Вяземского политехнического техникума»; «Центра делового образования Смоленской ТПП».
В Смоленской области проводятся регулярные встречи с руководителями национальных общественных организаций, с представителями национальных диаспор, руководителями национальных общественных объединений, представителями религиозных конфессий по вопросам взаимодействия с национальными общественными организациями и религиозными объединениями по пресечению экстремистских проявлений в среде мигрантов.
В настоящее время предпосылок к обострению социально-политической обстановки в регионе на национальной и религиозной почве не выявлено. Факты причастности национальных общественных организаций к распространению экстремистских идей с целью возбуждения религиозной или национальной розни, а также факты оказания финансовой, материальной или иной помощи экстремистским организациям в Смоленской области на отсутствуют.
Иванов Александр Михайлович, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС
Смоленская область как приграничный регион исторически и географически является многонациональным и многоконфессиональным регионом, дававшая приют десятками и сотням нации, народов и национальностей. В последнее время меняется этнический баланс многих территорий по всей России, и Смоленщина не является исключением. Эти изменения местами происходят достаточно болезненно, в частности, возникают конфликты на межнациональной почве. Хотя многие из них по сути являются всего лишь бытовыми.
По данным Всероссийской переписи 2021 г. на территории Смоленской области проживают лица более 130 национальностей и народностей. Среди них – русские, белорусы, украинцы, татары, евреи, латыши, поляки, армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики, гагаузы, даргинцы, лезгины, сирийцы и афганцы, турки, греки и др. На территории региона по состоянию на 1 января 2024 года в Смоленской области зарегистрирована 24 общественных национальных организаций. Благодаря большой работы, которая проводится национальными общественными организациями и Ассоциацией «Национальный конгресс Смоленской области», а также благодаря взвешенной политике Администрации Смоленской области и работе Общественной палаты области территория Смоленской области внешне спокойна в этом плане.
В настоящее время предпосылок к обострению социально-политической обстановки в регионе на национальной и религиозной почве не выявлено. Факты причастности национальных общественных организаций к распространению экстремистских идей с целью возбуждения религиозной или национальной розни, а также факты оказания финансовой, материальной или иной помощи экстремистским организациям в Смоленской области на отсутствуют. И что бы впредь избежать конфликтов на национальной и религиозной почве наряду с контролем и регистрацией прибывающих иностранцев и граждан ближнего и дальнего зарубежья, необходимо обучать собственное население терпимости и толерантности по отношению к другим нациям и народностям.
Понажев Юрий Олегович, Юрист
Миграционная ситуация в Смоленской области остаётся стабильной. Количество мигрантов в регионе не носит избыточный характер, их приезд не оказывает значительного влияния на криминогенную ситуацию в регионе. Местные органы власти принимают своевременные меры по контролю над миграцией и мониторингу ситуации в данном сфере, которые являются в целом достаточными. Миграция для Смоленской области в первую очередь является межрегиональной и внутрирегиональной и в меньшей степени международной, хотя можно отметить, например, приток иностранных студентов из Индии и выходцев из бывших стран СНГ, которые успешно открывают бизнес и интегрируются на рынке труда. В регионе следственным комитетом создана прямая телефонная линия по нарушениям в сфере миграции, по мере необходимости проводились рейды по выявлению нарушений в сфере миграции. Получение обратной связи от граждан и оперативное реагирование на обстановку позволяют осуществлять оперативный контроль за ситуацией в сфере миграции в Смоленской области.
Последние трагические события, связанные с ужасающим терактом в «Крокус Сити Холле», обострили общественную дискуссию по проблемам миграции. Встал вопрос о том, что необходимы дополнительные законодательные меры для контроля над ситуацией. Конечно, определённые меры потребуются. Количество мигрантов должно быть ограничено, нужны квоты на миграцию, разрешение на работу должно выдаваться в зависимости от того, нужен ли конкретный специалист российской экономике, для чего может потребоваться применение балльной системы для выдачи разрешений. Гражданство следует выдавать по общим правилам не ранее чем через 10 лет после переезда в Россию, что даст возможность убедиться в лояльности вновь прибывшего к российскому государству. В случае выявления фактов причастности нового гражданина к террористической деятельности в любых формах (в том числе в отношении тех, кто, как говорил в своё время Дмитрий Медведев, «для террористов суп варит и одежду стирает»), приобретённое гражданство должно прекращаться с принятием мер по депортации. Недопустимо создание этнических анклавов, для чего нужно выстраивать соответствующим образом политику по планированию градостроительства и городского пространства. Что касается визового режима, его можно ввести для тех государств Средней Азии, которые не пожелают участвовать в Евразийском экономическом союзе, для чего можно провести соответствующие консультации по дипломатической линии. Не стоит ожидать слишком многого от применения высоких технологий — камеры распознавания лиц и сбор биометрии, дактилоскопии, эти меры, как показывает практика, не являются панацеей для предотвращения терактов и иной криминальной активности. Но нужно усилить работу спецслужб по противодействию вербовке террористов в мессенджерах, которые становятся тихим омутом, в котором черти водятся. Видимо, нужны новые меры по оперативному внедрению в среду мигрантов с целью большего контроля за ситуацией. И, конечно, нужно активнее сотрудничать с зарубежными государствами, чтобы было понимание, кто приезжает в Россию, чтобы исключить переезд в Россию профессиональных преступников, лиц с криминальным прошлым, причастным к экстремистской деятельности. В то же время, надо понимать, что трудовые и гражданские права мигрантов должны быть полноценно защищены, для чего нужно вести работу с бизнесом и органами власти.
Конечно, нельзя допустить, чтобы в стране был нарушен межнациональный мир и согласие. Любые попытки посеять ненависть на межнациональной почве, религиозной почве, должны жёстко пресекаться, тем более если речь идёт о призывах к насилию по данным признакам. Должны проводиться мероприятия по укреплению дружбы народов на уровне школ, спортивных состязаний, культурных фестивалей, на которых должна пропагандироваться идея о том, что сильная Россия возможна только в случае единства всех народов, живущих здесь, а культурное разнообразие только обогащает Россию. Конечно, нужно отслеживать провокации, в том числе в интернете, которые ставят себе целью создать взрывоопасную ситуацию в данной сфере — достаточно вспомнить ситуацию в аэропорту Махачкалы в прошлом году. В целом, как мне кажется, принимаемых мер в данной области на данный момент достаточно, и власти успешно справляются с задачей недопущения провоцирования межнациональной розни.