В России будет принят «золотой стандарт» школьного образования

Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования». 

Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования?

Марина Проскурнина, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ главный редактор СОГУП «Центральная объединенная редакция»:

Все то, что происходит сейчас в сфере образования, нужно было начинать делать давно. С того самого времени, когда детей стали учить по самым разным учебникам. Вы когда-нибудь читали задачки по математике в некоторых из них? У меня иногда создавалась ощущение, что учебник может написать любой, кто объявит себя автором новой образовательной программы. До смешного доходило. При переезде  семьи из одного города в другой их успевающий на «отлично» ребёнок мог стать неуспевающим учеником, потому что программы обучения настолько колоссально разнились.

А ведь успех системы образования напрямую зависит от  сохранения единого образовательного пространства.  Единое пространство возвращается, и это несомненный плюс и для педагогов, и для учеников.

До сих пор так и не решён спор о том, что такое ученик: сосуд, который следует наполнить, или факел, который нужно зажечь? Конечно, факел. Но если сосуд пустой, то и факел не загорится.

Важно, что сейчас стали думать о том самом наполнении сосуда — о содержании образования. А золотой стандарт и определит то самое наполнение.

Не всегда новое — это хорошо забытое старое. Но опыт советского школьного образования, несомненно, стоит использовать. 

Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной  палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:

Принимаемый Государственной Думой закон о единых федеральных общеобразовательных школьных программах крайне важен, поскольку должен помочь преодолеть ту ситуацию, которая существует в современном школьном образовании. Различия в содержании образовательных программ, отсутствие в них обязательного ядра, различия в учебниках приводят к тому, что результаты образования спланировать чрезвычайно сложно. Соответственно, школьники при сдаче итоговых экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ испытывают трудности, которые приходится компенсировать через занятия с репетиторами. Также возникает масса проблем при переходе школьника из одной школы в другую, а зачастую, и при переводе из одного класса в другой в рамках даже одного образовательного учреждения.

Также сложно выстроить свою образовательную траекторию бывшему школьнику при поступлении в учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, поскольку общий уровень подготовки и наличие необходимого стандарта знаний и умений, которые формируются в школе, также отсутствуют.

Уверен, что принимаемый законопроект сможет серьезно продвинуть ситуацию к восстановлению единого образовательного пространства в стране, при этом сохранив возможности учитывать в школьной программе региональные и иные особенности при подготовке учеников.

Член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Искра» Марина Косарыгина 

Огромное количество разнообразных программ обучения и разные комплекты учебников, следовательно и разное содержание учебной литературы даже в школах одного региона, порой не позволяют обучающимся выстроить единую цепочку знаний по тому или иному предмету. Особенно это проявляется при переходе ребенка из одной школы в другую. Например, если в предыдущей школе чему-то уделялось особое внимание, в новой – становится второстепенным и наоборот. Поэтому ребенку приходится буквально «с нуля» изучать предмет, что сказывается на его успеваемости.

Благодаря принятию в России «золотого стандарта» школьного образования содержание учебников  станет единым. Поступая в новое учебное заведение, дети не будут испытывать сложностей при адаптации к школьной программе.

Единая сформированная программа необходима и важна, как для школьников, так и для учителей. Она, на мой взгляд, позволит давать детям более четкие знания.