Путин: Россия должна добиться технологического суверенитета
В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Глава государства в ходе «открытого урока» напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований. «У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» — это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», — добавил он.
Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.
Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета. «Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности», — сказал Путин.
«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные», — добавил он.
Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. «Ранняя профессиональная ориентация — это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше», — подчеркнул он. В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.
Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных — участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. «Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, они должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», — сказал он. В связи с этим в школах по поручению президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.
Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей?
Боедов Андрей Александрович, член Экпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания бюджетного общеобразовательного учреждения Подрощинской основной школы Ярцевского района Смоленской области.
Технологический суверенитет является важнейшим условием сохранения и развития нашего государства. Однако, путь к суверенитету требует решения целого ряда задач, связанных с необходимостью кратного увеличения количества ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками, соответственных государственных инвестиций в научную инфраструктуру, целенаправленногоразвития системы национального образования. Очевидно, что активная деятельность в этом направлении ведется. И чем интенсивнее государство и общество будут трудиться над решением проблемы технологической зависимости, тем быстрее страна добьется успеха.
В своих высказываниях в ходе «открытого урока» Президент обозначил наиболее перспективные направления. В свою очередь, не могу не отметить, что, учитывая «имперский характер» и особое геополитическое положение нашей страны, раскинувшейся на огромной территории в Европе и Азии, богатой природными ресурсами, существует множество потребностей, в том числе в разработке более быстрого и экономичного транспорта, глубокой переработке природного сырья и сельскохозяйственной продукции, создании новой техники для различных отраслей народного хозяйства… Соответственно, развитие технических, химических, биологических, сельскохозяйственных, медицинских наук нуждается в первоочередном внимании. При этом необходимо отдать должное и развитию военных наук. Ведь технологический суверенитет и научно-технический потенциал нужно не только создать, но и защитить…
Для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят, кроме распространенной практики профессионального тестирования, можно более широко использовать возможности цифровых технологий для ознакомления молодежи с различными профессиями, а также для пробной профессиональной деятельности, например, на учебном симуляторе.
«Разговоры о важном», которые в текущем учебном году вошли в жизнь учащихся, безусловно, необходимы… Конечно, эффект в данном случае определяется целой совокупностью разных факторов, в том числе и возможностями преподавателя. В то же время, в узких рамках предметной программы педагог весьма ограничен в возможности обсудить с учениками действительно важные вопросы, связанные с жизнью государства и общества, традиционными ценностями, актуальными проблемами жизни человека в современной России, а «Разговоры…» позволяют эту пустоту заполнить. Причем, потребность в открытом и честном диалоге на важные темы есть у самих детей, нуждающихся в ответах на сложные жизненные вопросы. Если школа и родители не дадут разумных ответов, то ребенок будет искать их где-то еще, сегодня чаще всего ищут в интернете. И тогда последствия могут быть непредсказуемыми…
Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС
Общение с молодым подрастающим поколением важная неотъемлемая задача государства. Все новые способы взаимодействия что внедряются и применяются вызывают одобрение в широких кругах общественности. Первое сентября всегда начинался с линейки, с торжественных и памятных мероприятий, с урока мира — и установление новых традиций, есть по сути возврат к старому давно забытому — беседа Президента Российской Федерации Владимир Владимировича Путина с участниками и победителями олимпиад, конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта может стать такой новой нормой и правилом, которое войдет в повседневность и будет востребована и необходима. Вслед за главой государства — этот опыт могут перенять и руководители иных уровней — проводя в своих субъектах подобные лектории на актуальные и разнообразные темы. Единственно стоит надеяться что с требованиями поднятия флага в образовательных учреждениях, разучиванием гимна, проведением уроков- мужества и «Разговоров о важном» — данная традиция не сойдет на нет, не скатится к формализму и лишь для галочки, а станет тем отправным моментом на котором будущие деятели науки, искусства и политики получат первые знания, опираясь на богатый опыт и традиции наших отцов и предков.
Член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Искра» Марина Косарыгина
Молодежь — это будущее нашей страны. И каким оно будет, во многом зависит от воспитания и развития подрастающего поколения. Сегодня вопросы, связанные с молодежью, находятся в центре внимания государства и правительства, а также местной власти. Образованные молодые люди – это те столпы, на которых всегда будет держаться страна. Если со школьной скамьи удастся привить обучающимся чувство патриотизма и любовь к своей родине, то они в дальнейшем внесут свой вклад в ее развитие и благополучие.
Все люди разные, у каждого свой характер, мечты и стремления. Школьники не до конца понимают, кем хотят стать, чем будут заниматься. Раскрытие талантов у юных жителей нашей страны начинается с дошкольных и школьных учреждений. С ними проводятся классные часы, тематические беседы, конкурсы, направленные на раскрытие возможностей и желаний каждого. Тесное взаимодействие представителей разных специальностей со школьниками и студентами, позволит подрастающему поколению сделать правильный выбор жизненного пути, определиться с дальнейшей профессией. И, возможно, через некоторое время мы увидим новое поколение учителей, врачей и других специалистов, которые будут создавать профессиональное сообщество нашего села, региона и страны в целом.
Считаю, что формирование ранней профессиональной ориентации у подрастающего поколения – важная и необходимая работа для формирования кадрового потенциала страны. Возможно, зародившаяся в детском возрасте мечта когда-нибудь будет воплощена в жизнь!