Проблемы воспитания в семье

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»

                                                                                         В.Сухомлинский

Воспитание ребенка – очень специфический и сложный процесс. Все родители хотят, чтобы их чадо стало всесторонне развитой и независимой личностью, способной преуспеть в дальнейшей жизни.

Основная проблема, возникающая у детей в любом возрасте, — это проблема взаимоотношений с родителями. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, как надо строить взаимоотношения с детьми школьного возраста.

Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

1. Семьи, в которых очень низкие дружеские отношения между родителями и детьми.

Родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни ребенка, о которых в других семьях только подозревают. Родители прислушиваются к мнению детей, а дети – к мнению близких и других. Подростки, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.

Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. Конфликты бывают, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. Существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными, редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются.

У этих ребят есть все необходимое. Но родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явный конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросам старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.

В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Обстановка критическая. В этих семьях ненормальные отношения между детьми и родителями.

Атмосфера напряжения, пьют один или оба родителя. Влияние семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений детей в дальнейшем.

Таким образом, позиция ребенка определяется во многом атмосферой, господствующей в семье. Если очевиден конфликт между родителями и ребенком, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми. В результате теряется контакт и уважение. Всем от этого неуютно. Но первый шаг к примирению должны сделать родители. Они мудрее и у них больше опыта в общении. Несомненно, отношение в семье сильно влияет на развитие ребенка. Семья для ребенка — это целый мир, в котором он познает основы поведения в обществе, учится любить, ненавидеть и сочувствовать. От разных отношений ребенка с родителями ребенок растет общительным, доброжелательным и открытым или же злым, лицемерным и лживым.

«Письмо к маме и папе» дает ценные советы, как общаться родителям с детьми, что следует взять на вооружение в процессе воспитания, чего следует избегать.

1. He бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Это позволяет мне знать меру и место.

2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение.

3. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

4. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше извинение и признание ошибок вызывает у меня к вам удивительно теплые чувства.

6. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. 
Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

8. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. Вы заметите, что я ищу интересующую меня информацию там, где ее мне предлагают.

9. Ваши добрые мысли и пожелания, которые вы мне дарите каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.

Помните! Что у Вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо – Ваш ребенок!

Взрослые должны всегда понимать, что детям хочется видеть в родителях друзей. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов. Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он  учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он  учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он  учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он  учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенка хвалят, он  учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он  учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он  учится любить себя.

Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он  учится щедрости.

Если ребенок окружен ревностью, он  учится завидовать.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он  учится быть терпимым.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

 Нарушения поведения детей

Причины серьезных нарушений поведения детей бывают разнообразные: это  борьба за внимание. Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Поводы могут быть различные, например: родители более внимательны к младшему, мать разошлась с отцом, в доме появился отчим, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, отослали к бабушке) и т.д.

Борьба за самоутверждение — борьба против чрезмерной родительской опеки и власти.

Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. У ребенка низкая самооценка, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет».

Взаимоотношения родителей с детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями родителей. Конфликты и трения между родителями делают ребенка непослушным и агрессивным, а так же травмируют его, что негативно сказывается на его последующем развитии. Даже скрытые конфликты влияют на развитие ребенка.

Также на ребенка сильно влияет равнодушие родителей, от которого ребенок становится жестоким, и испытывает трудности в общении со сверстниками. Но также не стоит излишне опекать ребенка. Если родители контролируют каждый шаг ребенка, то он становится пассивным  и не самостоятельным.

Позитивная атмосфера в семье способствует благополучному развитию ребенка. Семья для ребенка – это все, поэтому от поведения родителей в семье напрямую зависит поведение ребенка в обществе.

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

 Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.

 Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.

 Несоответствие требований и ожиданий родителей.

Негибкость родителей.

Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.

 Непоследовательность в обращении с детьми.

 Несогласованность отношений между родителями.

 Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.

 Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.

 Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.

 Недоверие к возможностям детей, нечуткость, противоречивость.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей, в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Семья — начальная единица общества

Структурной начальной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются все личностные качества.

Следует помнитьпять основных принципов влияния родителей на ребенка:

1. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.

2. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.

3. Родители являются основным источником жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.

5. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.

          Уважаемые родители!

Помните, что вы — тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного. Не старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести. Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык. Любите друг друга. Старайтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами. Больше внимания уделяйте общению с детьми, найдите совместные увлечения, предоставляйте больше самостоятельности при выполнении домашних дел. Следите за выполнением режима дня, организацией свободного времени, помогите вашему ребенку выбрать кружок, факультатив, секцию с учетом его интересов и способностей.

Будьте внимательными к проблемам и эмоциональному состоянию младшего члена семьи. Недостаток внимания может вызвать эмоциональную травму ребенка. В школе ребенок испытывает психологическую нагрузку, связанную со сменой обстановки, с новыми обязанностями. Зачастую родители, желающие успешности ребенка в школе, все свое внимание устремляют на учебный процесс, что влечет за собой чувство одиночества и отчужденности у ребенка, и это негативно сказывается на развитии личности ребенка. Если родители проявляют внимание к ребенку, признают его и проявляют любовь, то ребенок преобладает в радостном, доброжелательном, оптимистичном настроении.

Создавая благоприятную обстановку в доме, мы облегчаем воспитание наших детей, и они впитывают в себя только лучшее из человеческих взаимоотношений.

Помните, мы живем не ради себя, а ради наших детей и отдаем им самое лучшее, кормим их самыми теплыми чувствами, учим быть справедливыми и добрыми, отдаем частицу себя. И это неспроста, ведь дети – наше будущее!

                                          Ж.И. Башкина.