Доклад председателя Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Смоленской области о деятельности в сфере противодействия коррупции в 2019 году
В 2019 году продолжила свою деятельность Комиссияпо координации работы по противодействию коррупции в Смоленской области (далее – Комиссия), которая является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Смоленской области.
Членами Комиссии был рассмотрен вопрос о выполнении протокольных решений заседания Комиссии, связанных с контролем расходования средств резервного фонда Администрации Смоленской области.
Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами были определены риски предъявления завышенных объемов выполненных работ в пределах трех групп:
1 группа – проверки выполненных работ стоимостью до 150 тыс. рублей;
2 группа – проверки выполненных работ
стоимостью от 150 тыс. рублей
до 500 тыс. рублей;
3 группа – проверки выполненных работ стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
Факты завышения объемов выполненных работ выявлены во всех группах, однако наиболее высокий процент – в 3 группе.
По результатам обсуждения Комиссией поручено Департаменту Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами по итогам 2019 года в случае установления продолжающейся положительной динамики реализации УКС Смоленской области своих полномочий выступить на рабочей группе с предложением о внесении изменений в Порядок расходования средств резервного фонда в части исключения участия названного Департамента в предварительной оценке стоимости выполненных работ стоимостью до 500 тыс. рублей и одновременным усилением последующего финансового контроля за целевым расходованием средств резервного фонда Администрации Смоленской области.
Также в 2019 году Комиссией рассмотрены результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Смоленской области и проектов нормативных правовых актов Смоленской области в 2018 году.
Первичная антикоррупционная экспертиза осуществляется Правовым департаментом Смоленской области по разрабатываемым региональными органами исполнительной власти проектам областных законов, указов Губернатора Смоленской области, постановлений Администрации Смоленской области.
Основная часть проектов нормативных правовых актов после проведения Правовым департаментом Смоленской области правовой и антикоррупционной экспертиз направляется в прокуратуру Смоленской области и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области.
Прокуратурой Смоленской области проведена антикоррупционная экспертиза 1015 нормативных правовых актов органов государственной власти Смоленской области (860 актов, изданных Губернатором Смоленской области и Администрацией Смоленской области, 155 областных законов), 177 законопроектов, по результатам которой в 3 постановлениях Администрации Смоленской области выявлены 5 коррупциогенных факторов, в 4 законопроектах – 5 коррупциогенных факторов.
Прокурором Смоленской области в Администрацию Смоленской области внесены 3 требования, в Смоленскую областную Думу – 4 информации, которые рассмотрены и удовлетворены, указанные коррупциогенные факторы исключены.
В 2018 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области проведена антикоррупционная экспертиза 826 нормативных правовых актов Смоленской области, по результатам которой коррупциогенные факторы не выявлены.
Кроме того, вышеназванным Управлением проведена антикоррупционная экспертиза 553 проектов нормативных правовых актов Смоленской области, в результате которой выявлены 10 коррупциогенных факторов в 8 проектах нормативных правовых актов. На момент заседания Комиссии замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области учтены в 7 проектах, устранены 9 коррупциогенных факторов, по 1 проекту велась работа по устранению коррупциогенного фактора.
На втором заседании Комиссии в 2019 году рассмотрены меры по повышению эффективности контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, должности государственной гражданской службы Смоленской области и муниципальные должности, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
В частности, в комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Смоленской области, государственными гражданскими служащими и работниками органов исполнительной власти Смоленской области, Службы по обеспечению деятельности мировых судей Смоленской области запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденный распоряжением Администрации Смоленской области от 08.12.2017 № 1768-р/адм, включено мероприятие, предусматривающее заполнение деклараций принятых мер по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими государственные должности и должности государственной гражданской службы Смоленской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Смоленской области, ежегодно не позднее 30 апреля.
При этом Аппаратом Администрации Смоленской области разработаны соответствующие формы деклараций, предназначенные для заполнения лицами, замещающими указанные должности.
В 2019 году декларации принятых мер за отчетный период 2018 года заполнены и сданы всеми лицами, замещающими государственные должности и должности государственной гражданской службы Смоленской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Смоленской области, в установленный срок.
Управлением по профилактике коррупционных правонарушений Аппарата Администрации Смоленской области проводятся анализ и постоянный мониторинг информации о наличии конфликта интересов у должностных лиц, а также о мерах, принятых ими в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Кроме этого, обсуждены проблемы возникновения коррупционных рисков при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в связи с тем, что именно правильное обоснование цены контракта является одним из наиболее эффективных методов экономии средств для государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приоритетным способом для определения цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен, который заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам. В ходе проведения в 2018 году плановых контрольных мероприятий (проверяемый период – 2017 год) установлено 45 случаев использования заказчиками для обоснования цены контракта коммерческих предложений, полученных от взаимозависимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 5 случаев использования коммерческих предложений ликвидированных организаций. Использование информации взаимозависимых между собой юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых имеется вероятность внутрикорпоративного сговора, содержит риски искусственного завышения цены контракта и неэффективного использования бюджетных средств, что, в свою очередь, может способствовать совершению коррупционных нарушений. Материалы двух проверок переданы Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в правоохранительные органы.
В целях снижения коррупционных рисков Главному управлению Смоленской области по регулированию контрактной системы было поручено разработать Методические рекомендации по обоснованию и применению методов определения цены контракта для обеспечения нужд Смоленской области, а также Департаменту Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами и Межведомственной комиссии по проверке обоснованности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Смоленской области – продолжить осуществление деятельности в рамках предоставленных полномочий, обращая отдельное внимание на то, чтобы заказчики при обосновании начальной (максимальной) цены контракта учитывали предложения не только организаций, находящихся на территории Смоленской области, но и на территории всей страны.
Кроме того, рассмотрен вопрос организации работы по противодействию коррупции в муниципальных образованиях Смоленской области, результаты реализации антикоррупционных планов (программ) в муниципальных образованиях «Вяземский район», «Ельнинский район», «Рославльский район» Смоленской области.
По информации руководителей вышеназванных органов местного самоуправления, правовые акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции, приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, проводятся проверки целевого использования муниципального имущества физическими, юридическими и должностными лицами, муниципальными предприятиями и учреждениями, антикоррупционный мониторинг, организована работа по оптимизации процедур закупок для муниципальных нужд, по всем направлениям деятельности органов местного самоуправления работа освещается в средствах массовой информации.
Членами Комиссии рассматривались вопросы организации работы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области, результаты реализации антикоррупционных планов.
Как доложили руководители Департамента экономического развития Смоленской области, Департамента Смоленской области по здравоохранению, мероприятия по противодействию коррупции в указанных органах исполнительной власти Смоленской области осуществляются в рамках федерального, областного законодательства, а также в соответствии с ведомственными планами по противодействию коррупции. В частности, организован контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими Смоленской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, предоставление государственных услуг сотрудниками указанных органов исполнительной власти Смоленской области осуществляется в соответствии с административными регламентами, проводится антикоррупционный мониторинг, обеспечена деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Вместе с тем на обсуждение был вынесен вопрос, касающийся соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, законодательства о противодействии коррупции, в том числе, соблюдения запретов, ограничений и исполнения обязанностей.
В этой связи Департаментом Смоленской области по внутренней политике оказывается содействие муниципальным образованиям в правовом обеспечении развития местного самоуправления на территории Смоленской области, в том числе, консультативная и методическая помощь по вопросам своевременной актуализации муниципальных антикоррупционных программ, поддержания информационной открытости деятельности муниципальных органов власти на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», повышения эффективности деятельности кадровых служб, взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Вышеназванным Департаментом разработаны модельные муниципальные нормативные правовые акты, касающиеся соблюдения запретов, ограничений и исполнения обязанностей для лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления.
Кроме этого, сотрудниками Управления по профилактике коррупционных правонарушений Аппарата Администрации Смоленской области осуществляются консультации и оказывается необходимая методическая помощь лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления.
Также в ходе проведенных проверок соблюдения депутатами представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных законодательством, прокурорами выявлено четыре нарушения, связанных, в том числе, с представлением неполных либо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В этой связи было внесено, рассмотрено и удовлетворено четыре представления, после чего полномочия трех депутатов были прекращены в связи с утратой доверия, один депутат прекратил свои полномочия по собственному желанию.