В СНГ есть возможности для запуска новых промышленных проектов

Президент России Владимир Путин считает, что страны СНГ обладают всеми необходимыми возможностями, чтобы запустить новые совместные проекты в различных сферах — от промышленности, до сельского хозяйства. Такое мнение он высказал, открывая заседание совета глав государств СНГ.
«Уверен, что у нас есть все возможности для запуска новых крупных взаимовыгодных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, финансах, инфраструктуре», — сказал Путин.
Главы государств обсудили конкретные шаги, направленные на расширение партнерства во всех этих областях. 
«Хотел бы подчеркнуть, что взаимодействие в рамках СНГ является одним из главных приоритетов внешней политики РФ. Для нас страны Содружества — самые близкие соседи, друзья, стратегические партнеры. Мы, естественно, настроены на всемерное укрепление нашего сотрудничества», — подчеркнул российский лидер.

Понажев Юрий Олегович, Юрист

Распад СССР в 1991 году стал, по выражению Президента России Владимира Путина, «крупнейшей геополитической катастрофой XX века» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2005 г.). Распад страны произошёл вопреки воле советского народа сохранить Советский Союз, выраженной на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР 17 марта 1991 года. Не были приняты во внимание положения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», в частности, отсутствовали положительные решения референдумов союзных республик о выходе из СССР, вопросы выхода республик не рассматривались на Съезде народных депутатов СССР, не был установлен переходный период (до 5 лет с возможностью проведения повторного референдума). Тем не менее, созданное на базе СССР Содружество независимых государств было призвано в соответствии с Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 года укреплять имеющие глубокие исторические корни отношения дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, отвечающие коренным интересам народов и служить делу мира и безопасности. Потенциал СНГ был реализован не в полной мере. Так, например, не был реализован проект создания Объединённых Вооружённых Сил СНГ, которые должны были стать гарантом безопасности народов, проживающих на территории СНГ. Однако создание СНГ всё же позволило в некоторой мере сохранить сложившиеся в советское время хозяйственные связи между республиками; встречи на высшем уровне позволяли урегулировать большинство проблем в рамках межгосударственного диалога. Был принят ряд важных международных договоров, упрощающих повседневную деятельность граждан и хозяйствующих субъектов, например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, Договор СНГ о зоне свободной торговли. 

На уровне общественно-государственного взаимодействия в СНГ также выстроены полноценные связи. В рамках координации деятельности государств СНГ в области гражданской авиации и использования воздушного пространства успешно функционирует Межгосударственный авиационный комитет. По линии межпартийного сотрудничества создан, например, Союз коммунистических партий, объединяющий партии – правопреемницы коммунистических партий бывших союзных республик.

В целом следует отметить, что государства, активно участвующие в СНГ, как правило, не имеют проблем, связанных с утратой контроля над своей территорией. А вот страны, взявшие курс на игнорирование структур СНГ, такие, как Грузия, Украина, Молдова с этими проблемами сталкиваются. Страны Прибалтики, не участвующие в СНГ, столкнулись с проблемой грандиозной депопуляции своих территорий и оттоком населения. Только полноценное участие в процессах евразийской интеграции, хотя бы в рамках СНГ, даёт бывшим союзным республикам гарантии стабильного развития, устойчивости государственности, сохранения прочных хозяйственных связей, позволяющих успешно развивать экономику, а также все возможности для формирования культурных связей и полноценного общения между народами государств – бывших союзных республик. 

Полагаю, что в дальнейшем СНГ мог бы поэтапно эволюционировать в сторону мягкой конфедерации республик, которые, сохраняя свой суверенитет и с учётом постепенно складывающейся готовности перехода на новый этап интеграции, передали бы интеграционному объединению значительную часть полномочий в области финансов, вопросов безопасности, таможенной политики. На саммите глав государств СНГ Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко справедливо отметил, что было бы неплохо, если бы в ряды СНГ вернулись Грузия и Молдова. В этих государствах в октябре предстоят важные выборы, и хотелось бы надеяться, что избиратели верно оценят политическую обстановку и сделают выбор в пользу добрососедства с государствами СНГ. Кроме того, народы Абхазии, Южной Осетии, а также Приднестровья также могут быть заинтересованы в участии в структурах СНГ. Можно подумать о том, как реализовать этот проект с учётом необходимости решения вопроса о статусе Приднестровья, а также разного статуса признания Абхазии и Южной Осетии в различных государствах СНГ. Однако люди, живущие в Тирасполе, Сухуми, Цхинвали, хотели бы, как я полагаю, пользоваться преимуществами, которые даёт участие в СНГ. 

Конечно же, нужно активизировать деятельность структур СНГ – чаще проводить саммиты глав государств и правительств, лучше освещать в СМИ деятельность Межпарламентской ассамблеи и расширить её компетенцию, активнее готовить к подписанию новые конвенции в рамках СНГ. Следует постепенно развивать более прочную ассоциацию между СНГ и такими объединениями, как ЕАЭС, ОДКБ, в этом случае интеграция стала бы более комплексной. 

Нужно активизировать деятельность Межгосударственного экологического совета СНГ. В рамках СНГ уже действует ряд соглашений в сфере защиты окружающей среды (Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений — Красной книге государств — участников СНГ; Соглашение о контроле за транзитной перевозкой опасных и других отходов; Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов; Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды; Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств и другие). Межпарламентская ассамблея СНГ поддержала проект модельного закона о создании общей системы экологического мониторинга состояния окружающей среды. Полагаю, можно было бы поставить вопрос о разработке Экологического кодекса СНГ и о создании специального органа для мониторинга за ситуацией в данной сфере – по аналогии с Межгосударственным авиационным комитетом. Тем самым проблемы экологии можно было бы решать более эффективно с участием наднациональной структуры в рамках СНГ.

Проект Союзного государства России и Беларуси мог бы развиваться более форсированно, на более высокой скорости, показывая потенциал укрепления сотрудничества для других государств СНГ. Абсолютно правильно на совете глав государств СНГ Владимиром Путиным поставлен вопрос и о запуске новых совместных проектов в области промышленности и сельского хозяйства, развития инфраструктуры. Между государствами СНГ сохранились значительные хозяйственные связи, и совместные проекты промышленной кооперации принесли бы большую добавленную стоимость для экономик стран, вовлечённых в такие проекты. 

Смоленская область активно развивает отношения со странами СНГ. Беларусь является крупнейшим торговым партнёром региона; значительная часть продукции лёгкой и пищевой промышленности импортируется на Смоленщину с территории Беларуси, в последнее время начал расти и экспорт смоленской продукции в Беларусь. Смоленские предприниматели активно развивают торговлю с Казахстаном, инвестируют в экономики Киргизии и Узбекистана. Предприниматели из Азербайджана активно инвестируют в смоленскую недвижимость, развивают ресторанный бизнес. Предприниматели из Узбекистана, Таджикистана реализуют свою продукцию в сфере розничной торговли. В регионе действуют национально-общественные объединения народов, представляющих государства СНГ. В целом взаимоотношения Смоленской области с государствами СНГ реализуются достаточно динамично, однако ещё есть потенциал для значительного роста инвестиционных проектов компаний из государств СНГ на территории Смоленской области.